Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Раньше, позже»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Раньше, позже»

Образовательная область : Познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: 4 – 5 лет, средняя группа.

Тема: " Раньше, позже"

Основная цель: формирование пространственных отношений: раньше - позже.

Образовательные задачи :

Познание:

- уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях "раньше" - "позже" ("сначала" - "потом", тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова "раньше", "позже", составлять сериационный ряд по данным временным отношениям;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Раньше, позже“» размещена в разделах

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

- закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия "один" и "много", умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов;

Развивающие задачи:

- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, пространственную ориентацию;

Воспитательные задачи:

- воспитывать заботливое отношение к окружающим;

- формировать навыки взаимопомощи и взаимовыручки;

Дидактические материалы: карточки с изображением домашних и диких животных на каждого ребенка, сериационные картинки по 3 шт. на каждого ребенка.

Оборудование: фотоаппарат, фотографии, 2 альбома для фотографий, елочка, домик, интерактивная доска с игровой презентацией PowerPoint.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации использовались приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность; созданы условия для принятия детьми так называемой "детской" цели, самостоятельность детей в "открытии" нового знания; соблюдены дидактические принципы деятельностного метода;

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

- Ребята, хотите посмотреть, что я сегодня принесла? (Воспитатель показывает детям фотоаппарат).

- Кто знает, что это? Для чего он нужен? Как вы думаете, зачем люди фотографируются?

Для того, чтобы запечатлеть самые интересные моменты своей жизни. Чтобы потом посмотреть на фото и вспомнить, что было раньше.

- Ребята, а вы хотите запечатлеть сегодняшний день, а потом посмотреть и вспомнить, как вы вместе играли в детском саду?

- Как это сделать? Правильно, сфотографироваться! Давайте попросим Дарью Сергеевну нам помочь? А позже посмотрим, что получилось!

Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики вокруг столика.

- У вас дома есть фотографии? А где вы их храните? У меня тоже есть фотографии. Поможете их разложить в альбомы? А сможете?

- В один альбом нужно положить мои фотографии, а в другой - фотографии другого человека. (Фотографий воспитателя - 3, а фотографий другого человека -1.)

2. Актуализация знаний.

1) Дидактические задачи: актуализировать знания детей о фотографиях, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память.

Игра "Фотографии (начало)".

Дети подходят к столу, на котором лежат два альбома, три фотографии воспитателя, сделанные в разное время, а также одна фотографии второго воспитателя группы. Все фотографии лежат вперемешку.

- Узнаете ли вы кого-нибудь на этих фотографиях?

- В один или в разные альбомы вы положите мои фотографии и Дарьи Сергеевны? (В разные.)

Дети вместе с воспитателем кладут фото Дарьи Сергеевны в один альбом.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об изменении предметов со временем;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

Игра "Фотографии (продолжение)".

- Куда надо положить оставшиеся фотографии? (Если дети затрудняются, можно напомнить им, что фотографий воспитателя было много, а фотография Дарьи Сергеевны - одна.)

- Почему вы не смогли сразу догадаться, что на этих фотографиях тоже Елена Викторовна? (Потому что фотографии очень разные).

4. Открытие детьми нового знания.

Дидактические задачи:

1) сформировать понимание того, что с течением времени происходят изменения внешнего вида предмета, о временных отношениях "раньше" - "позже"("сначала" - "потом");

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и ситуации успеха, развивать творческие способности.

Игра "Фотографии (окончание)".

- А чем они отличаются?

Дети говорят, что на одной фотографии воспитатель совсем маленький, на другой - взрослый.

Воспитатель хвалит детей и уточняет: одни фотографии сделаны раньше, а другие - позже.

- Какая фотография была сделана сначала, потом, самой последней?

- В каком порядке их надо разместить в альбом?

Воспитатель делает вывод: человек со временем меняется, со временем меняется все.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1) закрепить умение понимать и правильно употреблять в речи слова "раньше", "позже", тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.

2) тренировать умение различать диких и домашних зверей, развивать воображение, пространственную ориентацию;

3) закрепить умение составлять сериационный ряд по временным отношениям "раньше" - "позже" ("сначала" - "потом").

Игра "Назови правильно"

- Знаете, ребята, а зверюшки тоже любят фотографироваться. Хотите посмотреть их фотографии?

- Тогда отправляемся в гости к зверушкам! На чем отправимся? Полетели на самолетах! Заводим моторчики!

Дети подходят к веревочке, на которой висят картинки с изображением диких и домашних животных.

- Возьмите фотографии и рассмотрите. Все взяли? (Если кто-то возьмет больше одной фотографии, то хватит не всем.)

- Почему фотографии оказались не у каждого? (Надо поделиться, тогда у каждого будет по одной фотографии.)

- Кто изображен на фотографии? (Дети называют.) Как эти звери будут называться позже, когда вырастут? (Каждый ребенок проговаривает, как будет называться зверушка на его фотографии позже. Например: зайчонок позже станет зайцем, котенок – кошкой и. т. д.)

-Ребята, где живут дикие звери? Где живут домашние звери?

- Давайте отдадим фотографии зверушкам. Фотографии зверей, которые живут в лесу, положите под елочку, а фотографии зверей, которые живут рядом с человеком - около домика.

- Молодцы, ребята!

Игра "Раньше - позже" (Игровая презентация, программа PowerPoint)

Проводится на интерактивной доске.

- Молодцы! Все сделали правильно!

Игра "Разложи по порядку"

- Ребята, зверушки попросили помочь им разложить картинки по порядку, т. е. определить, что было сначала, а что потом? Хотите помочь? А сможете?

Воспитатель дает четкую инструкцию для выполнения задания.

- Сначала положу ту картинку, которая была "раньше", а потом положу картинки, которые были позже.

Дети садятся за столы, на которых лежат картинки по 3 на каждого. Дети раскладывают сериационный ряд, поясняя: это было раньше, а это позже. Задание проверяется индивидуально по мере его выполнения.

- Зверушки благодарят вас, ребята!

- А нам пора в самолеты! Отправляемся домой! Полетели!

6. Осмысление.

Дидактические задачи: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь, создать ситуацию успеха.

Дети собираются возле воспитателя.

- Понравилось вам сегодня играть?

- Ребята, кому мы сегодня помогали? А чем мы помогли зверушкам?

- Что вам было трудно выполнить?

-- Что интересного узнали? (Мы теперь знаем, что со временем все меняется.)

- Как вы думаете, почему у нас все получилось? (Потому что мы научились определять, что было сначала, а что потом.)

- А еще мы очень дружные и любим всем помогать!

- Как здорово, что этот замечательный день останется в нашей памяти на долгие годы, благодаря фотографиям, которые сделала Дарья Сергеевна!

- А сейчас вас ждет сюрприз! В спальне я разложила фотографии ваших мам, которые сделаны были очень давно, когда ваши мамы были маленькими. Попробуйте найти фото своей мамы!

Использованная литература: Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть1 и 2. – Изд. 4 – е, - М. : Издательство «Ювента», 2010.

Прикреплённые файлы:

igra-ranshe-pozzhe_p05j5.pptx | 6034,68 Кб
 
Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Возрастная группа: старшая (5-6). Тема: «Царство грибов» Основные.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Раньше, позже»
Опубликовано: 7 июля 2019 в 17:41
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД