Получи документы

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

ирина машкина
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

«Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.»

Воспитатель: Машкина Ирина Анатольевна

МБОУ ЛСОШ №16 им. Н. В. Переверзевой

Село Летник. Ростовская область

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей - образовательные области.

Публикация «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители. С точки зрения психологов, начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи.

С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном образовании. Многолетний опыт моей работы с детьми позволяет утверждать, что значительная часть дошкольников испытывает трудности в овладении грамотой.

Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования потенциальных возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо развивать познавательный интерес ребенка, логическое мышление, помочь овладеть навыками проведения анализа, синтеза, сравнения и др.

Педагогические работники ДОО (учителя-логопеды, педагоги- психологи, воспитатели, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка, и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Обучение грамоте - довольно сложный вид деятельности для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра.

В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его.

И только тогда ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте освоит азы грамоты, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Проблема обучения детей грамоте всегда вызывала у меня профессиональный интерес. Учитывая её актуальность, я решила провести исследовательскую работу.

Данное исследование было проведено мною с целью повышения уровня освоения программного материала по образовательной области «Речевое развитие», в частности, по обучению грамоте. Дети все разные. Не все могут раскрыться на занятии: могут постесняться ответить на вопрос или просто не успеть за другими детьми. А при проведении данного исследования с каждым ребёнком я общаюсь индивидуально, что дает ему возможность раскрепоститься, он имеет время на обдумывание ответа. Применение индивидуального подхода позволяет детально выявить динамику в освоении тех или иных тем и скорректировать мою дальнейшую работу.

ПРОБЛЕМА: речевое развитие ребенка.

ЦЕЛЬ: развитие фонематической стороны речи.

ГИПОТЕЗА. К концу исследования до 90% детей :

- научатся определять протяженность слов;

- научатся выделять первый звук в слове и подбирать слова с заданным звуком;

- различать и называть гласные звуки; находить их в словах.

Исследовательская работа поделена на два идентичных по структуре блока. Они различаются между собой поставленными задачами и оценочными заданиями. Мониторинг полученных результатов исследования отслеживается посредством итогового констатирующего эксперимента.

Временной промежуток первого блока с сентября по декабрь. Задачами этого периода являются:

1 развитие умения делить слова на слоги и подбирать слова с заданным количеством слогов;

2 выделять первый звук в слове и подбирать слова с заданным звуком;

3 находить гласный звук в слове.

Эти задачи решаются с сентября по ноябрь в организованной образовательной деятельности, при проведении режимных моментов, в различных видах игр.

«Звуковые часы». Дети отмечают стрелкой слово с заданным количеством слогов.

«Телеграф». Воспитатель называет слово, а дети передают его по телеграфу (отхлопывают, отстукивают количество слогов в нем). Для того чтобы дети не сбивались, можно выкладывать мелкие игрушки, фишки или счетные палочки в соответствии с количеством слогов в слове.

«Найди гласный звук». Воспитатель называет гласные и согласные звуки. Дети характеризуют звуки (гласный или не гласный) и показывают красную или серую фишки.

«Домик для гласного звука». Дети поселяют гласный звук в домик на раздаточных карточках.

«Поселим звуки в домики». Работа с карточками-схемами.

«Найди дом». Дети получают карточку с предметной картинкой, считают сколько слогов в слове и относят в домик с соответствующей цифрой.

В конце ноября проходит первая серия констатирующего эксперимента. Я предлагаю детям задания по изученным темам. Результаты исследования заношу в таблицу, и по ним оцениваю уровень освоения программы. Составляю индивидуальные маршруты для каждого ребенка. На родительском собрании раздаю родителям памятки с перечнем игр по обучению грамоте. В течение месяца изученный материал закрепляется с учётом индивидуальных маршрутов как в ДОУ, так и дома.

В конце декабря проводится вторая серия констатирующего эксперимента по тем же заданиям. А для детей, получивших высший балл в первой серии эксперимента, я предлагаю задания с усложнениями.

Временной промежуток второго блока с января по апрель. Задачи этого периода :

1. Учить выделять в слове первый и последний звуки.

2. Учить различать гласные и согласные звуки. Находить гласные звуки в словах.

3. Развивать умение называть звуки в слове по порядку.

4. Учить различать слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это?

С января по март проводится формирующий эксперимент. Организованная образовательная деятельность проводится в игровой форме.

«Слова – друзья». Подбор рифмы к заданному слову.

«Живые звуки». Каждый из детей «обозначает» один из звуков заданного слова и выполняют различные задания, предложенные воспитателем.

«Какой звук заблудился?» Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает определить, какой звук «заблудился» :

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

«Подбери картинку». Дети соотносят количество звуков в словах со схемами.

«Цепочка слов». Дети подбирают слово, которое начинается на тот звук, на который заканчивается предыдущее слово.

«Погрузим продукты в поезд». Воспитатель предлагает детям «погрузить» продукты в поезд (соль, мука, сахар). При этом количество звуков в словах-названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.

Первая серия констатирующего эксперимента второго блока проводится в марте. Задания, предложенные детям, также соответствуют изученным темам. Результаты заносятся в таблицу и в соответствии с ними составляются индивидуальные маршруты. Каждого родителя я знакомлю с результатами констатирующего эксперимента, с успехами и проблемами их ребенка. В своей практике я использую проведение мастер-классов по обучению родителей методике проведения игр по обучению грамоте.

В конце апреля проводится вторая серия констатирующего эксперимента второго блока, с усложнениями для тех детей, которые получили максимальный балл в первой серии.

Сравнивая результаты констатирующих экспериментов первого и второго блоков, я увидела положительную динамику в освоении программного материала по обучению детей грамоте.

Первый блок.

Первый констатирующий эксперимент – 85%

Второй констатирующий эксперимент – 95,6%

Второй блок.

Первый констатирующий эксперимент – 80,5%

Второй констатирующий эксперимент – 90,5%

В мае проводится итоговый констатирующий эксперимент по методике О. Н. Крыловой. Задания даны в форме тестов, что не вызвало у детей никаких затруднений. Думаю, что опыт работы с тестами пригодится детям в школе.

По результатам итогового констатирующего эксперимента 50% детей показали высокий уровень, 40% - уровень выше среднего, 10% - средний уровень освоения программы. Низкий уровень не показал никто. Проведенное исследование показало положительную динамику освоения детьми знаний по обучению грамоте, что поможет им при обучении в первом классе начальной школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

• ФГОС ДО, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

• Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте». Мозаика-Синтез. Москва 2009г.

• Н. В. Дурова «Фонематика». Москва. Мозаика-Синтез. 2002г.

• О. Н. Крылова «Русский язык. Входные тесты. 1 класс». «Экзамен». Москва 2012г.

• Л. М. Козырева «Мы читаем по слогам». Москва 2011г.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее времяОбучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время Фотоотчет обучению детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время. Бадминтон – спортивная игра,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения поможет предотвратить несчастные случаи. Дома начальные знания о правилах поведения на дороге.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 14:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД