Шуть Олеся
Опыт формирования развития речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт формирования развития речи детей с ОВЗ
На сегодняшний день увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья стало одной из самых тревожных проблем дошкольного образования.
Важнейшей целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики, сенсорных и психических функций.
Публикация «Опыт формирования развития речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В своей работе особое внимание уделяю инновационным технологиям. В практике использую здоровьесберегающие технологии, которые наиболее актуальны для детей с ОВЗ. В коррекционной работе с детьми я использую следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровьесбережения:
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.
• Сегодня я расскажу вам сказку про язычок, как он побывал в зоопарке.
СКАЗКА «ЗООПАРК»
• А теперь попробуем творческий прием.
Используем бублик и соленую соломку.
«Упражнения с соломинкой»
1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.
2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.
4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между зубами и языком.
«Упражнения с сушкой»
1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.
2. «Слоник»- на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.
3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.
Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.
Дыхательные упражнения
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• «Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
• «Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
• Различные вещи для развития дыхания.
Пальчиковые игры развивают ловкость и точность пальцев рук, развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизируют их работу, помогают подготовить руку ребенка к письму, развивают координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Попутно ребёнок запоминает небольшие стихи. В ходе игры расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию ребёнка.
Игры на развитие мелкой моторики развивают изолированные движения пальцев рук в работе с мелкими предметами (упражнения с бусинками, пуговицами, ракушками и т. д.) Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика, штриховка, развитие элементарных графических навыков, использование сухих бассейнов и т. д.
Су-джок терапия. Актуальность использования массажера Су-джок в коррекции у детей с ОВЗ состоит в том, что:
• во-первых, ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с различными нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
«Я мячом круги катаю»
Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Развить ощущения, помогут следующие игры:
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Звенящие бутылочки»
Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.
Пескотерапия развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимает мышечную напряжённость, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает творческие (креативные) действия, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку. Благодаря приему песочной игротерапии дети с интересом приобретают не только чувственный опыт, но и познают окружающий мир, формируются соответствующие представления о предметах, их свойствах. Поощряется фантазия, творческий подход. Дети учатся слушать и говорить.
Информационные компьютерные технологии. Эффективно использую развивающие игры интернет - портала «МЕРСИБО». Также в своей работе используются презентации и развивающие видеоролики, развивающая игра «Игры для Тигры», интерактивные тренажеры. Игры для ПК, развивающие определённые навыки и умения, способствуют более лёгкой адаптации ребёнка, быстрому усвоению нового материала.
Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих.
По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!
И благодаря тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и воспитателей достигаются значительные результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ. У детей наблюдается положительная динамика в речевом развитии.
Спасибо за внимание!