Получи документы

Опытно-эксперементальная деятельность в детском саду

Сауле Бажикова
Опытно-эксперементальная деятельность в детском саду

«ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

С. Д. Бажикова

МКДОУ «Детский сад «Золотой ключик» п. Новостройка, ул. Весенняя 1.

zolotoy-klyuchik2015@mail.ru

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская мудрость.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родо - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Публикация «Опытно-эксперементальная деятельность в детском саду» размещена в разделах

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

• Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

• Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность - это очень увлекательное, интересное и необычное занятие для наших детишек.

В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется развитию творческих способностей у детей: мы рисуем, лепим, поём, танцуем, но больше всего нам нравится познавать окружающий мир. Дети очень любопытны, любознательны и впечатлительны, задают много вопросов, их интересует всё вокруг и сразу. Именно поэтому для наших почемучек мы решили оборудовать комнату экспериментирования, которую назвали «Лаборатория маленького Эйнштейна»».

Отнеслись к этому очень серьё зно: администрация детского сада активно с энтузиазмом принимали участие в разработке нашей лаборатории. Немаловажную роль сыграли родители и воспитанники нашего детского сада, которые также делились своими идеями, мыслями, советами. Мы очень старались и вот, что у нас получилось!

- Смастерили стеллаж, где разместили различные предметы для экспериментирования: фартуки, контейнеры, лупы, воронки, мерные ложки, стаканы, одноразовую посуду, пищевые красители, губки, поролон, пенопласт, салфетки (бумажные, тканные, вискозные, влажные, магниты, ватные палочки и диски, спринцовки, трубочки для сока, суши и многое другое. Также мы приобрели «Набор юного исследователя», куда входит микроскоп, специальные колбочки, пробирки, пинцеты, стёклышки и всё необходимое для детских опытов.

В процессе мы создали коллекции, где были собраны образцы камней, ткани, бумаги, ракушек ….

Экспериментировали с природным материалом (песком, водой и др., исследовали их свойства.

Завели дневник наблюдения за погодой, где указывали дату и что происходит, как меняется погода.

Уточняли представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде.

Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.

Программа лаборатории рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации лаборатории – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.

5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.

6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т. д.).

8. Формировать основы логического мышления.

Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности :

• эвристические беседы, дискуссии;

• наблюдения за объектом;

• просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;

• постановка и решение вопросов проблемного характера;

• моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);

• проведение опытов и экспериментов;

фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

• использование художественного слова;

• дидактические игры;

• ситуация выбора.

Алгоритм организации детского экспериментирования

1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

2. Предлагает различные варианты ее решения.

3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.

4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

5. Применяет выводы к новым данным.

6. Делает обобщения.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Наша цель была не только вовлечь детей в эту интересную деятельность, но и привлечь менее активных родителей. Для этого мы размещали информацию на стенде «Для вас, родители!» на тему «Опытно- экспериментальная деятельность детей в детском саду».

По нашим наблюдениям интерес детей к опытно - экспериментальной деятельности вырос, они стали более активными и самостоятельными. Ребята обменивались опытами, проведённых в домашних условиях, и предлагали их провести в детском коллективе.

«Изучаем структуру песка»

«Тонет – не тонет»

«Сравниваем природный материал»

В итоге, мы видим, что дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Список литературы:

1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М. : Детство – Пресс, 2011.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

4. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

5. Занимательные эксперименты и опыты /[Ф. Ола и др. ]. - М. : АЙРИС- пресс, 2014.–128 с.

6. Исакова Н. В. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 64 с.

7. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка - Пресс, 2004. – 72с.

8. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

10. Нищева Н. В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры: - СПб. ; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 240с.

11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.

12. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

13. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

14. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»

15. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»

16. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М, : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с.

17. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»

18. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.

19. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.

20. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. - 2007. - №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.

21. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.

22. Шапиро А. И Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера; СПБ. : Образовательные проекты, 2016. – 128с.

Публикации по теме:

«Проектно исследовательская деятельность в детском саду» "Проектно исследовательская деятельность в детском саду" Одной из форм приобщения дошкольников к финансово-экономической культуре является.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго,.

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Проект «Театрализованная деятельность в детском саду» Проект «Театрализованная деятельность» (подготовительная группа) Проект по театрализованной деятельности для детей старшего и подготовительного.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Статья «Театрализованная деятельность в детском саду" Иванова Виктория Театрализация в детском саду. Детское творчество — одна из актуальных.

Театрализованная деятельность в детском саду Благодаря знакомству с различными видами, жанрами и формами театра, ребенок расширяет свой кругозор, приобретает новые навыки и знания.

Фотоотчет «Театрализованнная деятельность в детском саду»Фотоотчет «Театрализованнная деятельность в детском саду» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Театральная деятельность в детском садуТеатральная деятельность в детском саду Автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3 муниципального образования Динской район» Театральная.

Экспериментальная деятельность в детском саду Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДО. Старший дошкольный возраст В исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

Здоровьесберегающая деятельность в детском саду Здоровьесберегающая деятельность в детском саду. Подготовила: воспитатель Зубкова Галина Васильевна. МБДОУ детский сад ;№ села Унароково.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-эксперементальная деятельность в детском саду
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 22:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД