Приложение МААМ

Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ

татьяна сибикина
Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» считается психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Для детей этой группы свойственна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ» размещена в разделах

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения и индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным, должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Задачи коррекционно-развивающей работы :

• Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации.

Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объёма, переключение, самоконтроль и т. д.).

Развитие памяти (расширение объёма и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти).

Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации.

Формирование постепенного перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению. Развитие мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

Обогащение словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования. Учить употреблять усвоенную терминологию в связных высказываниях, развивать навыки построения связных высказываний.

Методы развития познавательных процессов:

Коррекция познавательной деятельности. Регуляция деятельности

Развивать основные компоненты мыслительной деятельности.

Развивать наглядно-образное мышление.

• Формировать конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности.

Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

• Формировать произвольное внимание (концентрация, переключаемость, память (зрительную, объем памяти).

Развивать умение зрительно обследовать предметы, различные изображения, выделяя существенные признаки и свойства на основе сличения с сенсорными эталонами.

• Учить обобщать предметы по принципу аналогии.

• Учить устанавливать простейшие логические связи и закономерности.

• Учить работать по образцу, словесной инструкции. Внимательно слушать педагога и выполнять задание. При необходимости учить задавать уточняющие вопросы, обращаться за помощью.

• Обучать активной поисковой деятельности.

• Формировать работоспособность на протяжении всей познавательной деятельности.

Развивать умение доводить работу до конца, целеустремленность, заинтересованность в положительном результате в познавательной деятельности.

Игры и упражнения:

1) «Вставь пропущенную фигуру» (по аналогии);

2) «Подбери картинку» (по аналогии);

3) «Найди закономерности»;

4) Продолжи закономерности»;

5) «Подбери пропущенный фрагмент картинки» (целостный образ, анализ и синтез, умение выделять части и информативные признаки предмета);

6) Игры - головоломки (по схеме, памяти);

7) «Аналогии»;

8) «Исключи лишнее»;

9) «Сходство и различие»;

10) «Найди отличия»;

11) «Дорисуй девятое»;

12) «Угадай слово»;

13) Графический диктант»;

14) Игра «Муха»;

15) «Зрительный диктант» и др.

Развитие зрительного восприятия

• Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение).

• Формирование дифференцированного восприятия. Упражнять в узнавании предметных изображений в различных модальностях (в неполном предметном, силуэтном, контурном изображении, учить дополнять знакомую форму недостающей частью).

• Формирование элементов конструкторского мышления и конструктивных навыков.

• Формирование к детализированному восприятию. Формирование планомерности восприятия (наблюдательности). Развитие фундаментальной способности к выделению фигуры из фона.

Развитие дифференцировки при восприятии сходных объектов, выделению главного, существенного.

Игры и упражнения:

1) Упражнения на восприятие «зашумленных», «наложенных» рисунков, объектов, расположенных в непривычном ракурсе «Путаница», «Определи недостающий фрагмент картинки», «Узнай фигуры», «Кто это? Узнай по фрагменту» и др.

2) Игры-головоломки («Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Монгольская игра» и т. п., «Сложи узор» (кубики Никитина, «Графический диктант» (прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки; копирование изображений с опорой на координатную сетку) и др.

3) Развивающие задания с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, счетными палочками, кубиками Никитина, «Математическим планшетом» и др.

Ориентировка в пространстве и времени

Формировать представления о времени: частях суток, понятиях «вчера-сегодня-завтра», временах года, месяцах, днях недели, мерах времени на часах.

• Длительность временных интервалов. Определение времени по часам. Возраст людей.

• Формирование пространственных представлений, введение их в пассивный и активный словарь соответствующих терминов.

• Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела.

• Формирование представлений о расположении объектов относительно собственного тела и относительно тела другого человека, введение в словарь соответствующих понятий.

• Формирование представлений о изменении отношений между предметами в зависимости от изменения своего положения в пространстве.

• Формирование умения ориентироваться в микропространстве (на плоскости листа, доски) по словесному указанию педагога, по образцу.

Игры и упражнения:

1) «Назови пропущенное слово» - Мы завтракаем …. а обедаем…; «Как называется день, который прошел (идет, будет?»; «Назови по порядку времена года, начиная с лета»; «К какому времени года относятся эти месяцы? Назови их по порядку».

2) «Что слева от тебя?»; «У тебя в правой руке книга, а в какой руке будет книга у стоящего напротив тебя человека?» и т. д.

3) «Геометрическая мозаика», «Мозаика», «Нарисуй предмет по линейке-трафарету», «Сложи узор» (кубики Никитина, математический планшет, «Девять клеточек», «Расставь предметы по указанию педагога», «Бродилки», «Найди путь к домику», «Лабиринты», «Расставь предметы так, как скажу (на столе, на листе, в «9 клеточках»)» и т. д.

4) Графические задания в тетради в клеточку: нарисуй предмет по образцу, по инструкции педагога, графические диктанты.

Социально-бытовая ориентировка. Предметные представления

• Формирование умений обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования.

• Формирование умений правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы; группировать, обобщать.

• Уточнение обобщающих понятий. Группировка, классификация предметов по форме, цвету, величине. Группировка, классификация предметов по функциональному назначению.

• Анализ – синтез, построение логических цепочек. Классификация, обобщение, построение логических цепочек, аргументация.

• Учить в сюжетном изображении видеть главное, устанавливать причинно-следственные связи по сюжетной картинке и извлекать информативные признаки при восприятии деталей картины.

Формирование у детей представлений о человеческом облике: мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций. Учить понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей.

Игры и упражнения:

1) «Найди в картинке, что изображено неверно»;

2) «Чего в предмете недостает?»;

3) «Какие предметы ближе, а какие дальше?»;

4) «Парные картинки» (цветное, силуэтное, контурное изображение», «Зашумленные картинки»;

5) «Спрятанные предметы»;

6) «Геометрическая мозаика», игры – головоломки;

7) «Лото»;

8) «Парные картинки» (цветное, силуэтное, контурные изображения);

9) «Найди отличия»;

10) «Собери картинку» (пазлы);

11) «Как расположены фигуры» (графические задания);

12) «Найди вторую половинку предмета» и др.

Развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики. Формирование навыка письма

• Формирование способов обследования предметов. Учить детей выделять признаки предметов по структуре поверхности.

Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу.

• Учить правильно держать карандаш (ручку, обводить по контуру изображений без чрезмерных усилий.

Развитие графических навыков : закрашивание в одном направлении, не заходя за контуры; проведение штриховки простых фигур.

Развитие моторики : действия и движения разных частей тела.

Развитие моторики, графомоторных навыков: использование трафаретов и шаблонов.

• Тактильно-двигательное восприятие. Кинестетическое и кинетическое развитие : выразительность движений при имитации животных.

Тактильно-двигательное восприятие: определение свойств и качеств предметов наощупь.

• Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза, слухо-моторной координации.

• Ориентировка на месте бумаги разного формата (тетрадь, альбом, ватман).

Игры и упражнения:

1) «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Найди пару» (по характеру поверхности) и др. ;

2) Рисование с помощью линейки-трафарета, обводки по контуру, закрашивание рисунков, рисование дорожек и др. ;

3) Срисовывание с образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений предметов по образцу, по памяти; «Зрительно – слуховые диктанты», «Зрительные диктанты», «Графические диктанты», и др. ;

4) Игры и упражнения с массажными мячиками, с шариком «Су-Джок»; вращение волчка; пальчиковые игры и упражнения и др.

Формирование учебной деятельности

• Формировать содержательную учебную мотивацию.

Развивать умение ориентироваться в задании.

• Формировать умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль своей деятельности.

• Формировать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца.

Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР в детском саду способствует развитию всех познавательных процессов. Данные методы активно применяются на занятиях в ДОУ.

Библиографический список

1. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития : методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005.

2. Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений. Сост. М. Н Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб. : «Дельта», 1998.

3. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

4. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития : методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005.

5. Петерсон Л. Г., Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников : методические рекомендации. – М. : Баллас, 2003.

6. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Книга для педагогов-дефектологов. – М. : Владос,2004.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ
Опубликовано: 16 августа 2022 в 09:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем татьяна сибикина (УИ 1353550) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД