Окишева Анна
Особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.
Умственная отсталость - это состояния задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Публикация «Особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
В других источниках термин умственной отсталости определяется следующим образом:
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, всех психических функций с особенным недоразвитием абстрактно – логического мышления, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
Причины умственной отсталости
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально - биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Структура дефекта:
· Необратимое недоразвитие мозга с преимущественно незрелой корой
· Недоразвитие собственно мыслительной деятельности
· Недоразвитие мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов
· Недостаточность высших психических функций
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.
Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.
Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых дошкольников :
· Патологическая инертность нервных и психических процессов;
· Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
· Снижение мотивации деятельности;
· Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
· Нарушение критичности мышления;
· Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
· Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
· Низкая точность и прочность запоминания;
· Непреднамеренность запоминания;
· Нарушения речи;
· Низкая целенаправленность деятельности.
Ощущение и восприятие
Зрительное восприятие дошкольников замедленно. А это значит, что, для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, детям требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это — важная особенность, оказывающая определенное влияние на ориентировку детей в пространстве.
Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей.
Особенно сложным для умственно отсталых детей оказывается активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям. Они неправильно узнают перевернутые изображения хорошо знакомых предметов, принимая их за другие предметы, находящиеся в обычном положении. Особым является вопрос о восприятии детьми сюжетных картин.
При легкой степени УО: Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.
При умеренной степени УО: Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации.
При тяжелой степени УО: Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно.
При глубокой степени УО: Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не отличают съедобное от несъедобного.
Внимание и память
Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых дошкольников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У детей с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.
Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого детьми с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Так, ряды слов дети запоминают менее успешно, чем ряды картинок.
Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.
Существенным для характеристики памяти умственно отсталых дошкольников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запомнить материал который им понятен.
При легкой степени УО: Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.
При умеренной степени УО: Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает.
При тяжелой степени УО: Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.
При глубокой степени УО: Внимание и память не развиты.