Марина Тугускина
«Особенности детского творчества в младшем школьном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство краткий период жизни, когда над человеком еще не довлеют рациональные требования соответствия определенному статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Ребенка не коснулась суровая десница жизни, поэтому творчество его легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает взгляд другого. 1
По мнению психологов, истоки творческих проявлений закладываются именно в раннем детстве. По природе детское творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять.
Публикация «„Особенности детского творчества в младшем школьном возрасте“» размещена в разделах
Творчество активизирует фантазию ребенка, побуждает к воплощению своего замысла. 2
Основным генетическим источником развития детского художественного творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свою фантазию.
Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка: в ней закладываются основы творчества, а также учебной деятельности. 3
Важно выделить факторы, влияющие на творчесие способности :
Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель или отсутствие известного способа ее достижения. Таким образом, стремление к чему – то и отсутствие возможностей этого достичь побуждает самостоятельно искать путь решения проблемы. Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать.
Однако отсутствие чего – то не является достаточным условием творчества. Сколько людей мечтаю о чем – то, создают воздушные замки, которые так и остаются в их головах. Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует упорства, трудолюбия и навыка.
Всякое творчество зиждется на опыте. Кажется невероятным, но все созданное многообразие, тем не менее, строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизмененных. Даже образ Бога в разных религиях описывается по подобию человека или животного или на основе сочетания частей одного и другого. Наличие опыта у ребенка возможно через познание мира, которое происходит с самого реннего возраста.
Еще лежа в колыбельной, ребенок уже сопоставляет видимое движение своей руки с тактильными ощущениями от касания ее каким – то предметом. Затем он соединяет эти предметы со звуками, которые в это время произносят взрослые, затем начинает выделять общие параметры различных объектов, комбинируя отдельные из них. Все это – этапы познания, освоения культурного наследия, осмысление того, что накопило общество. 1
Ребенок впервые слышит человеческую речь и умудряется найти в ней осмысленное содержание. Он впервые воспринимает музыку и находит ей объяснение. Он видит картину и связывает стилизованное яблоко на ней с яблоком иного цвета и иной формы, которое онтел за завтраком. В какой – то момент он возьмет кисточку, нарисует неровный круг и назовет его словом «яблоко», хотя ни один взрослый не сможет опознать в этом объекте реального мира привычную для него форму.
Подобное творчество является ведущим инструментом познания лишь до тех пор, пока ребенок не освоит человеческую речь настоль, чтобы с ее помощью приступать к целенаправленному обучению. С этого момента спонтанное проявление творчества идет на спад.
Желание познать мир – качество бессознательное для ребенка. Подобно тому, как трава стремиться занять все вокруг, активность ребенка направлена на все сферы жизни человека. Ребенок не способен объяснить, почему он хочет все знать, это происходит бессознательно.
Ребенок, как губка, впитывает впечатления жизни, накапливает материал и активно перерабатывает его. Следовательно, творчество – удел любого ребенка, это нормальный и постоянный спутник детского развития. Для детей любое творчество сопряжено с исследованием. Когда ребенок рисует яблоко, он исследует форму и цвет, он экспериментирует с объемом и пространством. Отличие детского творчества от взрослого заключается в ограниченности опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть беднее. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для конбинаций, но сознательно отсекающие те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.
Я. А. Пономарев описывал два вида опыта. Интуитивный, который не может быть произвольно актуализирован самим человеком, но образуется помимо его воли и находиться вне зоны его внимания, противопоставляется логическому опыту, который является осознанным. Именно интуитивный опыт составляет основу того невидимого человеку и наблюдателю процесса, который и порождает новое.
Творчество человека зависит от состояния. Часто необходимо на некоторое время забыть, отвлечься от постоянного размышления на некоторую тему. Это возможно во время отдыха, сна, мечтаний, наблюдений за природой.
Весьма часто способствует творчеству эмоциональное переживание, например любовь. Она не только будит фантазию, но и дает силы для ее воплощения в жизнь, что требует иногда не меньших усилий, чем придумывание образа. Именно поэтому во время влюбленности поэты создают не просто отдельные стихотворения, а циклы и поэмы. Эмоция предоставляет иной ассоциативный ряд привычным образам, собирая их в единый центр вокруг любимого существа, что позволяет связывать вещи, которые для других людей не могут быть объединены.
Существует взаимное подкрепление между эмоциональным переживанием и творческим воображением : чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства. На человека воздействует искусство, вызывая определенные эмоции. Чем более поэт воображает свою возлюбленную, не видя ее (например, А. Блок - Незнакомку, тем интереснеее чувства к ней; чем более живо ребенок в своем воображении рисует чудовище, тем больше он боится, забывая о том, что сам его породил. Анологичным способом на человека воздействует искусство. Чтобы испытать магию театра, нужно отдаться своим чувствам и поверить в правдивость того, что происходит на сцене. Становясь соучастником действия, можно совместно с труппой сотворить спектакль. Но не включившись в этот процесс, можно с раздражением видетьлишь двигающихся по сцене актеров, разодетых в бутафорские костюмы.
И, наконец, творческий процесс зависит от культуры, в которую погружен человек. Всякий творческий человек всегда является плодом своего времени и своей среды. Его творчество всегда исходит из тех потребностей, которые созданны до него, и отчасти опирается на те возможности, которые опять – таки существуют вне его.
Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последующая форма определена предшествующими и сама, в свою очередь, является точкой расхождения для последующих форм.
В последнее время возникла точка зрения, что культура влияет на творчество, в том числе через особенности воспитания. Идеология западного общества направлена на формирование в человеке индивидуалистических стремлений, тогда как восточного – коллективистских. Последнее требует от человека покорности, подчинения, а значит в меньшей мере способствует отстаиванию собственной точки зрения, без которой невозможно продвижение новых идей. Многие проведенные исследования выявили связь конформности с культурой. Более того, было показано отрицательное влияние комфорности на проявление креативности.
Не менее значимым фактором являются личностные особенности, которые с одной стороны, позволяют создать нечто новое, с другой – дают силы для преодоления тех многочисленных препон, которые всегда встают на пути нового. Есть люди, легко придумывающие новые варианты форм и новые объяснения явлениям, но есть и такие, для которых изменчивость сродни чему – то неприятному и тревожному. Однако и это отличие можно объяснить особенностью среды, в которой развивается ребенок: она может активно поощрять в нем созидательные способности, иногда даже и слабо выраженные, но может и менее активно препятствовать, подавляя явно различимый талант. Отчленить роль культуры и личности в творческом процессе не представляется возможным.
Отличие детского творчества от взрослого заключается также в незащищенности последнего. Взрослый человек, создавая что – либо, всегда смотрит на это не только собственными глазами, но и пытается оценить результат глазами других. 1
Ребенок обнаруживает и раскрывает множество возможностей, создавая различные виды одного и того же решения. В силу непосредственности и недостатка жизненного опыта, он не в силах пока еще распознать и отделить удачный вариант своего творчества от неудачного – с точки зрения культуры, в которой он растет и развивается. Взрослый же человек судит о творчестве с позиции жизнненного опыта, вкусов и стереотипов, сложившихся в обществе.
Ребенок смотрит на свое творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Он абсолютно уверен, что, глядя на его рисунок, все видят то, что видит он сам. Но у взрослых нет фантазии ребенка. Он видит на листе лишь каракули, а не предполагаемые образы, изображенные ребенком.
Итак, детское творчество отличается открытостью миру, оптимизмом, ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно. Отличие детского творчества от творчества взрослого человека заключается в том, что ребенок, в силу своей непосредственности, больше доверяет продуктам своего деятельности, в отличие от взрослого, который поставлен в рамки сложившихся стереотипов.