Получи документы

Особенности формирования пространственных отношений у детей, имеющих нарушения речи

Тырданова Нина Николаевна
Особенности формирования пространственных отношений у детей, имеющих нарушения речи

Особенности формирования пространственных отношений у детей, имеющих нарушения речи

Знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Проявляя самостоятельность и инициативность, наблюдая и обследуя, он существенно расширяет свой чувственный и сенсорный опыт. Непосредственное участие взрослого в этом процессе способствует воспитанию у дошкольника потребности и интереса к познанию окружающего, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Публикация «Особенности формирования пространственных отношений у детей, имеющих нарушения речи» размещена в разделах

Важное место в развитии дошкольника отводится обучению началам математики, главная цель которого не только научить умению считать, узнавать цифры и геометрические фигуры, но и вырастить человека, умеющего думать, хорошо ориентироваться во всём, что его окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, принимать самостоятельные решения. Особая роль для правильного развития ребёнка отводится обучению пространственным представлениям, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. При помощи взрослого ребёнок усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки и др. Всё это способствует развитию пространственного воображения, закладывает основы логики и мышления. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Несформированность этих понятий к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении ребёнком школьных навыков.

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей :

конкретно-чувственный характер: ребёнок ориентируется на своём теле и всё определяет относительно собственного тела;

• самым трудным для ребёнка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

относительный характер пространственных отношений : чтобы ребёнку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

• дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

• легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребёнка.

Математические представления у детей, имеющих нарушения речи отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности групп предметов, однако их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Классифицируя геометрические фигуры, они могут определить форму предметов, однако испытывают трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Наблюдается также отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Своевременно проводимая работа по коррекции речевого развития и познавательной деятельности детей, имеющих нарушение речи в процессе обучения их математике, позволяет в будущем не только «догнать» своих товарищей, но и воспитать уверенность в своих силах. Особая роль в умственном развитии детей отводится умению ориентироваться в окружающем пространстве. Это находит своё отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей. Определяя направление в пространстве, ребёнок прежде всего соотносит его с определенными частями собственного тела: вверху — это там, где голова, внизу — где ноги, впереди — где лицо, сзади — где спина, справа — где правая рука, слева — где левая рука. Ориентировка на собственном теле является исходным в освоении ребенком пространственных направлений.

Наблюдения показали, что дети с нарушением речи допускают ошибки в осознании направлений «влево – вправо», им трудно различать правую и левую руку. Иногда даже старшие дошкольники на вопрос : «Где твоя правая рука?» не всегда сразу могут ответить. Поэтому следует актуализировать знания о правой и левой руках. Большую помощь в этом оказывает простая детская игра «Тётя Мотя». Играть в неё можно и стоя, и сидя. Проговаривая слова, дети одновременно показывают названную часть тела.

Тётя Мотя.

У тёти Моти четыре сына.

Они не ели, они не спали,

А повторяли одни слова:

-Правая рука! Правая рука!

У тёти Моти четыре сына.

Они не ели, они не спали,

А повторяли одни слова:

-Левая рука! Левая рука!

У тёти Моти четыре сына.

Они не ели, они не спали,

А повторяли одни слова:

-Правая нога! Правая нога! и т. д.

Выполнение игровых заданий математического содержания развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и память дошкольников. Все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.

Ориентировка в пространстве на листе бумаги у многих детей с нарушением речи вызывает определённые трудности. Например, в игре «Расскажи про свой узор» необходимо назвать предмет, находящийся в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д. Долгое замешательство дошкольника говорит о том, что ему трудно мысленно перенести «схему собственного тела» на плоскость листа. В этом случае лучше воспользоваться приёмом контактной близости - предложить ребёнку положить руки с двух сторон листа. Правая рука – вдоль правой стороны листа, левая – вдоль левой. Такое взаимодействие поможет быстро распознать местоположение предмета. Постепенно старшие дошкольники начинают ориентироваться в пространстве от любого предмета, т. е. наблюдается переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета к системе отсчета со свободным размещением точки.

Велика роль пространственных восприятий, представлений и умений в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, творческих способностей, в овладении большим словарным фондом и грамматическими формами языка.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Планирование занятий по нетрадиционному рисованию для детей второй младшей-средней группы, имеющих нарушения зренияПланирование занятий по нетрадиционному рисованию для детей второй младшей-средней группы, имеющих нарушения зрения СЕНТЯБРЬ 1. «На полянке» Задачи:ознакомление со способом рисования еловой веточкой; развитие чувства цвета и ритма, мелкой моторики; закрепление.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования пространственных отношений у детей, имеющих нарушения речи
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 17:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД