Получи документы

Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Жукова Людмила
Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойства и отношения. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка.

Публикация «Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

У детей с ЗПР особенно сложно формируются пространственные представления, им сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте.

Исследования ученых указывают на то, что у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, имеются стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных отношений.

Прежде всего, у детей с ЗПР отмечается значительное количество пропусков предлогов или их неправильное употребление. Часто встречается неадекватное обозначение определенных временных периодов при повторении предложений. Так же у детей с ЗПР имеется недостаточная речевая память выражающая пространственно – временные отношения.

На начальном этапе формирования пространственных представлений детям дается представление о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела).

Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх и низ, (потолок, небо — пол, трава, перед — зад (пуговицы на рубашке — капюшон, правая и левая стороны (цветная ленточка или часы на одной руке). Формирование пространственных ориентировок связывается с движением всего тела в определенную сторону. Далее движение всем телом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывается взаимное расположение частей всего тела (выше — ниже, спереди — сзади, справа — слева). Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью»).

После формирования у ребенка правильного понимания расположения правых — левых, верхних — нижних, передних — задних частей его тела, следует закреплять использование этих слов в самостоятельной речи детей.

Для закрепления результата, можно использовать следующие игры и упражнения:

1. Взрослый поворачивается спиной к ребенку и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Ребенок копируют движения взрослого (по одному движению) и называют, свои действия.

2. Ребенок придумывает и показывает любое движение и проговаривает свое действие.

3. «Ниже – выше». Что у девочки ниже, чем рот? Что у девочки выше чем нос? Задания сначала задаются взрослым, а потом и самими детьми.

4. «Я задумала часть лица, она находится над …. Какую часть лица я задумала?» «У Саши чернильное пятно под …. Где у Вани чернильное пятно?» Задания сначала дает взрослый, потом придумываю сами дети.

Вопросы и задания, формулируемые самими детьми, являются очень важным этапом, поскольку таким образом происходит «введение» этих представлений в активную речь.

Продолжая формировать представления о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, следует обратить внимание на практические собственные действия с разными предметами. Здесь необходимо добиваться правильного употребления полученных понятий в активной речи. Предлагается использование взрослыми игр с высокой речевой активностью. Таких как:

1. Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем рассказывает, что где находится.

2. Ребенок и взрослый стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие, а другой проговаривает его действия. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем роли меняются.

Далее происходит закрепление усвоенных детьми пространственных представлений на практическом уровне. Взрослый уточняет и закрепляет пространственные представления детей в играх и упражнениях:

1. Сидя за столом, определить его правый и левый край.

2. Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.

3. По речевой инструкции двигать фишку по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка. Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.

4. Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше?

5. Покажите число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа.

6. На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития/ Под. ред. З. М. Дунаева - М. : Советский спорт, 2006.

2. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -- СПб. : Реноме, 2012. -- С. 264-266.

Публикации по теме:

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?»Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Дидактическая игра для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Цель: формирование у дошкольников пространственных представлений. Задачи:.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представленийИспользование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представлений Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 20 июня 2022 в 12:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Жукова Людмила (УИ 1326302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД