Папки-передвижки

Особенности использования кейс-технологий в работе с детьми с ОВЗ

Мельникова Лариса Леонидовна
Особенности использования кейс-технологий в работе с детьми с ОВЗ

Консультация для педагогов: «Использование кейс технологий в работе с детьми с ОВЗ»

Кейс - технологии обеспечивают моделирование различных проблемно- игровых ситуаций, в рамках событийных тем, каждая из которых объединена в один сюжет. Данная работа проводится, как итоговая организационная деятельность по изучаемой событийной теме. Любой из кейсов, педагог может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной и воспитательной деятельности. С помощью кейс – технологии педагог сможет обеспечить гибкость и пластичность образовательного процесса, активизировать общение детей, развить способность коллективно решать любую ситуацию и более эффективно скорректировать комплексные отклонения коммуникативного развития воспитанников.

Публикация «Особенности использования кейс-технологий в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Одной из принципиальных особенностей образования "Нового поколения" является переход от передачи готовых знаний к добыванию знаний детьми самостоятельно, безусловно, не исключая помощи взрослого. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. Актуальным является воспитание ребенка "думающего", креативного, способного мыслить аналитически, готового к адекватным умозаключениям и выводам, ребенка коммуникабельного, мобильного, легко и грамотно выражающего свои мысли, умеющего вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Педагогам необходимо перейти от передачи "объективного знания" по предмету к мотивации на проявление инициативы и самостоятельности в разрешении возникших вопросов.

Решение данных задач способствует достижению конечной цели - формирование у детей компетенций. Как же перейти к работе "по-новому" педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями?

В данном материале представлены возможности использования кейс- технологий в работе с детьми с ОВЗ, который позволяют решить, как традиционные коррекционно- развивающие задачи, так и задачи, поставленные перед педагогом в новом образовательном стандарте. Однако его преимущества (коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков) столь привлекательны, что использование его в работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках детского сада, имеет очень много плюсов.

Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации и ее последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки детей. Данный метод способствует развитию анализа ситуаций, выбора оптимального пути решения, планирования собственных действий, оценивания альтернативного решения заданий, развития коммуникативных умений, развития навыка работы с информационными источниками. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого ребенка с ОВЗ в самостоятельную работу по решению проблемы, что в дальнейшем позволит заниматься самообразованием и саморазвитием в любом направлении.

Основная цель инклюзивного пространства – включение родителей, детей, педагогов, воспитателей и других специалистов в различные процессы, которые направлены на учебную, воспитательную, социальную, адаптационную, здоровьесберегающую, коррекционную деятельности. Можно выделить две модели инклюзивного пространства, которые охватывают вероятностные сферы воздействия, первая: внутри одного образовательного учреждения, вторая: за его пределами. Изучив материал по данному вопросу, можно сделать вывод, что наиболее адекватным и продуктивным в работе с детьми с особыми образовательными потребностями является использование практического вида кейса. Это связано с тем, что задачей практического кейса является разрешение какой- либо жизненной ситуации, а, как нам известно, первичной задачей специального (коррекционного) образования и воспитания всестороннего, является подготовка детей с ОВЗ к успешной социализации. При этом учебное значение такого кейса может сводиться к закреплению ранее усвоенных знаний, умений, навыков, либо к принятию решения в данной проблемной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, что также отвечает нашим требованиям в условиях работы с детьми с ОВЗ. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, речевому развитию, что, как было сказано ранее, разрешает первичную задачу по социальной адаптации лиц с ОВЗ в обществе.

Технология «Фото-кейс». Использование "фото-кейсов" на практике обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное развитие, но и активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений. Данная технология объединяет сложную реальность и задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Технология «Кейс-Интерактивные игры». В современном обществе постоянно возрастает роль информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ОВЗ. Компьютерные технологии качественно индивидуализируют процесс образовательной деятельности, обеспечивают индивидуальный темп и количество повторений. Применение интерактивных игр в процессе коррекционно-развивающей работы является чрезвычайно эффективным, они позволяют корректировать психические функции, осуществляя традиционную деятельность по-новому. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к их стремлению овладеть новыми знаниями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. В зависимости от возраста и особенностей ребенка можно подобрать, создать игру, соответствующую потребностям и решаемым образовательным и коррекционно-развивающим задачам.

Интерактивные игры учитывают основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, создают проблемную ситуацию с опорой на его жизненный опыт, позволяют наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. При создании интерактивных игр применяется принцип моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно (или с помощью взрослого) осуществляет образовательную деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое до конца. Использование компьютерной игры повышает мотивацию за счет игровой стратегии, за счет получения обратной связи в виде одобрения со стороны компьютера и ведущего взрослого, ребенок видит результат своих действий на экране.

Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение интерактивных игр становится особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме. Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольности психических процессов. Образовательная деятельность на компьютере имеет большое значение не только для развития высших психических функций, но и для развития зрительно-моторной координации, произвольной моторики пальцев рук. С помощью компьютерных игр совершенствуется пространственная ориентировка, таким образом, обеспечивается совместная деятельность различных анализаторов (слухового, зрительного, моторного). В процессе образовательной деятельности с применением компьютера дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты; дети учатся целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную в игре проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняя свои действия поставленной цели.

Кейс технология «Мультимедийная презентация» с помощью редактора Microsoft Power Point». С помощью редактора Microsoft Power Point можно создавать мультимедийные презентации для решения различных целей и задач. Также с помощью данного редактора можно создавать развивающие интерактивные игры.

Кейс «Моделирование». Первое, где мы начинаем использовать модели - это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала показываем ребенку правильную артикуляцию и используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические ми модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Начиная работу над звуками, мы так же используем модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребенку показывают положение языка, губ, обозначают символом. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать.

Кейс «Шифруем звуки». Звуковой анализ и синтез слогов и слов - это один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове. Для обозначения звуков мы используем три цвета : красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных. Вашему вниманию представлена характеристика некоторых звуков и их символическое обозначение. Пользуясь предложенными символами, попробуйте «прочитать» шифровку и узнать звук.

Игра с аудиторией «Подбери звук». Вам предлагаются символы-фонарики. Как вы думаете, какие звуки можно обозначить этими фонариками? В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. К примеру образование относительных прилагательных. Компот из яблок – яблочный.

Игра с аудиторией «Варим овощной суп». Из предложенных символов и картинок составьте модель словообразования: относительные прилагательные от названия овощей. Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые модели могут включать как стилизованные изображения реальных предметов, так и символические изображения для обозначения некоторых частей речи (“стрелка” вместо глагола, “Волнистая линия” вместо признака предмета в моделях предложений). Добавляя любой из символов можно простое предложение сделать распространенным. Продуктивным является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения.

На первом этапе работы в данном направлении, возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели (гриб - корзина). Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого предложения с прямым дополнением к игре “Кто из домашних животных какую пользу приносит?”).

Знакомя детей с предлогами, мы так же используем карточки-схемы, карточки-символы, перфокарты. Детям показываются карточки-символы предлога, они должны найти картинку, соответствующую данной карточки. Или, на доске вывешивается модель, а детям раздаются карточки и они должны составить предложение, используя нужный предлог.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования кейс-технологий в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 18:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД