Приложение МААМ

«Особенности воспитательного процесса»

Ольга Молчанова
«Особенности воспитательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе.

Процесс воспитание – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цель развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело).

Публикация «„Особенности воспитательного процесса“» размещена в разделах

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это социально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. При их достижении именно единством целей, сотрудничеством, характеризуется современный воспитательный процесс.

Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются, как например процесс обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и не воспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвецкий писал: «Я продолжаю, еще учится; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему : после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому, что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое мероприятие способно изменить поведение воспитанника. Если процесс прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прикладывать усилия, вместо того, чтобы углублять его, вырабатывая устойчивые привычки. Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целенаправленности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условия результаты могут быть разные. (Почему). Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом также оказывает влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых, общественных организаций и т. д. Среди этих многообразий немалая роль принадлежит детскому коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили друг другу.

Стоит отметить, что огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействия, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателя, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов соглашаются с формулой: «По- настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье». Отсюда требования поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

Основные задачи дошкольного воспитания.

Детский сад – это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду, прежде всего, направлено на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками – необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения.

В задачи дошкольного воспитания входит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Под присмотром воспитателя дети приобретают первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом – во время игры и в процессе общения с другими детьми. Безусловно детсадовское воспитание нисколько не умоляет ценности домашнего воспитания. Однако, учитывая, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.

Помимо знакомства с социумом, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это – необходимые компоненты для формирования полноценной самодостаточной личности. Задача воспитателя – предложить самые разнообразные занятия, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, конструирование и создание аппликаций, музыкальные занятия, физкультура, хореография и мн. др.

Таким образом, создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов – познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и эстетического.

Публикации по теме:

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Консультация для родителей «Особенности образовательного процесса в старшей группе». Особенности образовательного процесса в старшей группе. Деркач О. И. воспитатель первой квалификационной категории Щербаковский д/сад, алексеевского.

Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы с родителями». Проблемы организации воспитательного процесса Семья-тот институт,в котором закладываются основы воспитания ребенка и даются направления для его развития во всех сферах жизни. И мы с.

Организация воспитательного процесса в период адаптации Адаптация – от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физиологическом,.

Особенности нарушений процесса чтения и пути их преодоления Значение речи в жизни подрастающего поколения Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного.

Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Если говорить о изменениях, которые произошли в дошкольном образовании с появлением Федерального государственного стандарта, то можно отметить.

Отчёт по организации учебно-воспитательного процесса отчет во второй младшей группе за 2015–2016 учебный год ОТЧЁТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. В нашей группе 35 детей, 17 девочек.

Родительское собрание «Народная игровая кукла как необходимый элемент воспитательного процесса» Родительское собрание Тема: Народная игровая кукла, как необходимый элемент воспитательного процесса На территории России было много тряпичных.

Роль воспитательного процесса в становлении личности дошкольника в условиях ДОУ Для современного этапа развития теории и практики формирования и развития личности характерна тенденция к гармоничному сочетанию государственного,.

Обеспечение качества организации образовательно-воспитательного процесса посредством здоровьесберегающих технологий Консультация для молодых педагогов и воспитателей. Тема: «Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Особенности воспитательного процесса»
Опубликовано: 3 октября 2016 в 10:49
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Особенности воспитательного процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Молчанова (УИ 319992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД