Елена Ахламова
Роль воспитательного процесса в становлении личности дошкольника в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Для современного этапа развития теории и практики формирования и развития личности характерна тенденция к гармоничному сочетанию государственного, общественного и личностного начал в целостном педагогическом процессе.
Согласно ст. 2 закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [43].
Публикация «Роль воспитательного процесса в становлении личности дошкольника в условиях ДОУ» размещена в разделах
Воспитание представляет собой основное звено социализации человека, формирования его сознания, моральных привычек и поведения. Оно предусматривает формирование отношения людей к нормам и правилам поведения. Процесс воспитания длительный, непрерывный и комплексный, а его составляющими являются цель, задачи, содержание, методы, формы и конечный результат.
Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Известный российский педагог Е. Бондаревская пишет: “Воспитание… следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку… педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений” [6, с. 16]. А. Мудрик формулирует определение «воспитание» следующем образом: «…относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в различных общественных, государственных, частных и религиозных воспитательных организациях, более или менее способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия его обособления» [39, с. 77]. В монографии «Воспитание : современные парадигмы» приводится мнение Н. Болдырева, где процесс воспитания «…можно определить как целенаправленную и взаимосвязанную деятельность воспитателей и воспитанников, способствующую формированию и развитию личности и коллектива» [11, с. 77]. По определению, данному известным педагогом И. Харламовым, “под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями” [63, с. 88].
В современной педагогике, декларирующей гуманистический характер воспитания, процесс воспитания определяют как “эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению указанной цели” [50, с. 242]. При этом, организация воспитательного процесса требует определенной последовательности действий, направленных на реализацию соответствующих целей. Таким образом, в общем виде воспитательный процесс можно представить как последовательность действий, состоящую из трех основных этапов: выдвижение цели; реализация цели в совместной деятельности и общении, имеющих определенное содержание; получение результата и его оценка.
Во взаимодействии педагог и воспитанник (воспитанники) руководствуются своими целями, ценностями, мотивами. Несмотря на то, что цели есть у каждого участника воспитательного процесса, для реализации взаимодействия нужны общая цель, совпадение интересов в совместной деятельности. Только тогда возможен положительный результат процесса воспитания. Таким образом, воспитательный процесс представляет собой объединение действий и мнений автономных субъектов (воспитателей, детей, коллективов, социальных групп и др., структурная целостность которых может быть представлена в общем виде и отображена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура процесса воспитания
Такая логика построения воспитательного процесса дает возможность развивать в соответствии друг с другом цели, содержание, способы деятельности, критерии оценки результатов. Целенаправленность и целесообразность процесса, объединяя субъектов и все компоненты процесса воспитания, создают возможность организации взаимодействия на основе определенных отношений.
Воспитание – это своего рода механизм управления процессом целенаправленной и осознанно контролированной социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание). Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Для наглядности виды воспитания представлены на рисунке 2.
Воспитательная система направлена, в первую очередь, на формирование и становление конкурентоспособной личности, при этом организуя и регламентируя границы воспитательного процесса, с учетом определенных характеристик основываясь на интеграции педагогических технологий. Все это поможет достижению четко поставленной и конкретной цели.
Рис. 2. Классификация видов воспитания
Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, детского сада, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер. Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психической деятельности, педагогика создает теории о том, как целенаправленно использовать их знание и механизмы осуществления для руководства развитием человека.
З. Фрейд, автор метода психоанализа, утверждал, что особенности личностного развития человека закладываются преимущественно в детстве. При этом каждая фаза развития ребенка является результатом разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями внешнего социального окружения [33]. Отсюда следует, что нормальное детское развитие служит основанием полноценного развития личности уже во взрослом состоянии.
Воспитание в силу его направленности и организованности среди всех факторов социализации ученые рассматривают как наиболее значимый в развитии личности. Это же относится и к обучению как составляющей целостного педагогического процесса, задачей которого является развитие личности. Факторы, влияющие на развитие личности, представлены на рисунке 3.
Рис. 3 Факторы, влияющие на развитие личности
В связи с этим задача воспитания и образования состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития индивидуальных способностей и творческого потенциала личности.
Л. С. Выгодский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка, занимающего активную жизненную позицию. При этом образование и воспитание оказывают влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой, то есть в саморазвитии [12].
На современном этапе развития общества вопросы воспитания необходимо рассматривать комплексно и глобально, с учётом основных составляющих, имеющих как непосредственное, так и косвенное влияние на воспитательный процесс.
Педагогика как наука имеет одной из своих функций познание процессов обучения и воспитания. Результатом этого познания является установление закономерностей и принципов воспитания в целостном педагогическом процессе. На схеме Приложения 1 нами представлены общие закономерности воспитания, которые реализуются с системой принципов воспитания (общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций) [56].
А. Мудрик [40] выделяет три основных принципа воспитательного процесса :
1. Принцип гуманистической направленности воспитания – предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции; на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.
2. Принцип природосообразности воспитания – предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума. В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.
3. Принцип культуросообразности воспитания – в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогом стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему “вписаться” в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям.
Для успешного педагогического процесса важно знание и использование в практической деятельности педагога основных принципов воспитания. Это позволяет педагогу осознанно и с творческим началом подходить к решению воспитательных задач с учетом условий действительности.
Принципы воспитания – это обоснованные педагогические положения, содержащие закономерности и отражающие требования к содержанию, методике и подходам ведения воспитательного процесса. Принципы отражают передовые педагогические идеи, задачи и ценности образования. Стоит отметить, что данные принципы представляют фундаментальные положения, среди них нет главных и второстепенных. Следовательно, их следует использовать комплексно в воспитательном процессе.
На наш взгляд, основополагающим принципом на современном этапе является приоритет воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных идеалов и ценностей, направленность на развитие индивидуальности личности.
Комплексный подход в воспитательном процессе предусматривает создание и внедрение научно обоснованной интегрированной системной программы воспитания по принципу : “образование на протяжении всей жизни”, а также системы контроля её эффективности. Только в воспитании подход должен быть гораздо строже, так как, если касательно образования можно учиться “на протяжении жизни”, а можно и … не учиться, то от “сбоев” в системе воспитания вреда гораздо больше и последствия от них более тяжелые.
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей от рождения до школы. Ядром интереса дошкольной педагогики является ребенок возрастом до 6-7 лет, и факторы, которые влияют на его развитее в семье, дошкольных учреждениях, в обществе в целом. Значимость её исследований, рекомендаций обусловлена тем, что именно в этом возрасте стремительно развиваются физические и психологические качества ребенка, формируются контуры его личности. Именно в приобщении ребенка к миру людей является самой важной задачей дошкольной педагогики, реализация которой на каждом историческом этапе, в разных социальных, этнических, культурных средах имеет свои особенности. В этом процессе берут участие родители, педагоги, общество.
Ключевой задачей организации работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) является создание условий для реализации гарантированного права детей дошкольного возраста на получение общедоступного и качественного дошкольного образования и воспитания.
Содержание воспитания в ДОУ отражается в образовательной среде.
Понятие «предметно-развивающая среда» дает С. Новоселова, педагог определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития» [42].
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение, т. е. эти характеристики взаимосвязаны и имеют немаловажное значение. Для реализации воспитательно-образовательного процесса пространственная организация среды создает комфортные, относительно стабильные условия. А ее наполнение способствует активизации разных видов деятельности ребенка, стимулирует его развитие и направлено на обновление, систематическое дополнение и вариативность. Другими словами можно сказать, что пространственная организация среды является формой, а наполнение – содержанием развивающей предметно-пространственной среды. При этом, важное значение имеет баланс формы и содержания, т. е грамотное наполнение с нерациональной обстановкой как и разумная пространственная организация с необоснованным наполнением не смогут обеспечить соответствующего образовательного и развивающего эффекта.
Целенаправленная организация образовательно-воспитательной среды в ДОУ играет огромное значение в формировании и гармоничном развитии личности ребенка, его правильном воспитании. Помимо основных функций, она несет и эстетическую, вызывая у ребенка чувство радости при встрече с воспитателем и сверстниками, эмоционально позитивное отношение к детскому саду, желание посещать его каждый день.
Создавая в ДОУ предметно-развивающую среду любых возрастных групп необходимо учитывать психологические особенности возраста детей, на которых нацелена данная среда, а также психологические основы конструктивного взаимодействия дошкольников и воспитателя, как основных участников целостного педагогического процесса.
В связи с существенными изменениями в законодательной базе дошкольного образования сегодня все детские сады находятся в процессе изменения и преобразования, обновляется их материально-техническое оснащение и интерьеры, игровое оборудование, детская и игровая мебель. Все это реформирование содержательного наполнения образовательно-воспитательной среды благоприятно должно отразится на целостном педагогическом процессе и нацелено оно, в первую очередь, на эффективное воспитание подрастающего поколения, гармоничное развитие личности.