Получи документы

«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

Светлана Дмитриевна Силкина
«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Ребенка окружает разнообразный предметный мир, каждый предмет отличается своими свойствами, отношениями с другими предметами.

В младшем дошкольном возрасте ребенок знакомится со следующими свойствами : цветом, формой, величиной и т. д. Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, должно опираться на чувственный опыт и житейские представления, которые складываются уже в младшем дошкольном возрасте.

Публикация «„Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств“» размещена в разделах

Дети второй младшей группы (3-4 лет, пришедшие ко мне, затрудняются в определении формы предмета, некоторых цветов, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Изучая новую литературу, пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, смогу исправить сенсорные пробелы знаний у детей. С сентября 2011 года я работаю углубленно над темой: “Ознакомление со свойствами предметов детей 3-4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств».

В начале работы было проведено обследование овладения умениями и навыками в области «Познание» по методике Верещагиной.

Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, правильность исполнения и самостоятельность при выполнении математического задания.

Наблюдения за детьми показали, что дети путают цвет, форму, величину, обобщают предметы по выделенному свойству : все большие, все квадратные. Но основная масса детей затрудняется в высказываниях и пояснениях, почему ты так сделал. Дети различают 1 и много, но некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, а проявляют творческую самостоятельность в практической и игровой деятельности Яна Н., Даша М., Юля К.

На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель и задачи работы:

Цель: Способствовать развитию математических представлений детей через ознакомление детей с цветом, формой, величиной предметов.

Задачи:

1) Способствовать развитию умения самостоятельно называть свойства предметов, фигур, выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, цвет и размер;

2) Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.

3) Развивать перцептивные (обследовательские) действия;

4) Воспитывать самостоятельность.

Свою работу по ознакомлению детей со свойствами предметов выстроили в 3 этапа :

Ознакомление детей с математическими играми и занимательным математическим материалом.

Закрепление знаний и умений детей при математических играх.

Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности

Прежде чем начать работу, мы организовали предметно-развивающую среду, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.

В группе мы создали естественную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами. Ребят окружают игры,развивающие их мысль и приобщающие к практической деятельности (игры из серии «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пазлы», разрезные картинки, игры, «Лото», подбери по цвету, по форме и другие).

Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку вычленить предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе есть геометрические фигуры и тела (плоские и объемные).

В математическом уголке также имеются дидактический материал по работе с блоками Дьенеша. Результаты наблюдения за детьми показали, детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша и игры типа пазлы, в которые вложен элемент самоконтроля.

После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр, мы пришли к первому этапу нашей работы – ознакомлению детей с математическими играми и занимательным математическим материалом. Была поставлена задача развития у детей интереса к математическому материалу, дидактическим играм.

В дошкольной дидактике имеется большое количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные психологом и математиком Дьенешем, для подготовки мышления детей и усвоению математики.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями. К таким действиям относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, логические операции «не», «и», «или». В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д. ,

Вначале работы большое внимание уделялось обследованию блоков (обведению пальцем, рисованию в воздухе). Привлекали внимание к блокам, используя прием их обследования осязательно – двигательным путем. Неоднократно обводя контур фигур указательным пальцем, привлекали детей к совместному действию и называли каждую фигуру.

Потом познакомили детей с игрой «Угадай цвет» или «Угадай форму» (выделение и название отдельных свойств блоков. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего («красный», «желтый», «синий») дети поднимают блоки названного цвета. Мы поняли, что они различают цвет. Использовали игровые ситуации, «разложили цветы по клумбам». Положили по цвету, потом по форме, сначала круглой, затем квадратной, потом треугольной. Мы раскладывали на полу все блоки. Инструкция: Все цветы перепутались, сбежали с клумб. В зеленой клумбе росли цветы красный, в желтой - желтые, в синей – синие. При данной игре по форме, Вика положила прямоугольные цветы в клумбу с квадратными цветами. Арсений сказал: «Здесь не живут эти цветы. Убери, здесь эти цветы не живут, они вон в той клумбе».

Затем перешли к игре «Давай познакомимся» (выделение и название объема свойств). Дети встают в круг (или парами, у каждого свой блок. Блоки «оживают, разговаривают» друг с другом, чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объем его свойств. Называя «полное имя» блока, дети незаметно для себя учатся решать эту непростую задачу. Если вначале полное имя блока могли давать дети высокого уровня, то впоследствии и остальные дети могли легко это делать. Когда они это усвоили, мы перешли к игре «Найди блок». Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» своего блока, другие находят этот блок по описанию. Выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок. Детям очень нравилась эта игра. В результате наблюдений выяснилось, что они играют в нее самостоятельно. Когда дети научились классифицировать и обобщать блоки по одному свойству, мы стали их подводить к обобщению по двум свойствам и предложили ряд игр подобных названым играм, в которых предметы группируются по двум свойствам. Например, в игре «Разложи по клумбам» в одном обруче лежали все треугольные большие цветы, а в другой все круглые маленькие. Вначале работы классификация по двум свойствам вызывали большие затруднения у детей. После системного включения игр по двум свойствам, дети выполняли эти задания практически без затруднений.

Задачей второго этапа стало закрепление знаний и умений детей при математических играх.

Игровые приемы позволяют связать в единый сюжет игры с математическим занимательным материалом.

Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.

Полученные математические знания закрепляли в повседневной деятельности. Круглый блок похож на руль, стали использовать вместо руля в игре водитель. Красные, круглые похожи на пирожные, стали использовать в игре «Семья». Даже сборы на прогулку использовали для закрепления математических ориентировок: какой формы, цвета платок, а косынка у Вари, какого цвета пальто, шапка и т. д.

Таким образом, использование детьми усвоенных в играх свойств предметов в различных жизненных ситуациях способствовал развитию у них восприятия и наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Параллельно с работой с детьми по развитию математических представлений мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.

В работе с родителями мы используем следующие формы :

*Родительские собрания,

*Показательные мероприятия

*анкетирование

*Беседы

*Участие родителей в оснащении группы игровым материалом

Совместные мероприятия:

*Познавательные развлечения

*фотовыставки

Информирование:

*Консультации

*Памятки

*Семинары-практикумы

*метод. литература

При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.

При повторном обследование математического развития детей была видна положительная динамика математического развития детей, и безошибочное определение свойств предметов, легкое нахождение их в окружающей обстановке.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: Использование дидактических игр и игрового дидактического материала способствует познанию детьми свойств предметов. Результатами нашей работы стали

повышение уровня математического развития каждого ребенка;

развитие умений детей называть свойства предметов и геометрических фигур;

развитие умений детей обобщать группы предметов по 1 и 2 свойствам.

В результате проделанной работы мы увидели, что дети с удовольствием познают свойства предметов, находят отношения между предметами, а это и было целью нашей работы.

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 14:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД