Получи документы

«Подарок для хозяйки юрты». НОД для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Аллабердиева
«Подарок для хозяйки юрты». НОД для детей старшего дошкольного возраста

«Подарок для Хозяйки юрты»

Цель: создание условий для знакомства детей с особенностями хакасского быта, орнаментальным наследием.

Задачи: 1. познакомить детей с особенностями хакасского быта.

2. расширять кругозор детей о национальном орнаменте, о том, где и как его применяют, развивать эстетическое восприятие.

3. учить расписывать пиалу элементами хакасской росписи;

4. воспитывать любовь к родному краю, интерес к национальной культуре и быту хакасов.

Публикация «„Подарок для хозяйки юрты“, НОД для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Оборудование и материалы: запись хакасской народной музыки, макет юрты, костюм женского платья, пиалы 6 штук, кисти для росписи, клеёночки, баночки с водой, салфетки, тряпочки, акриловые краски, бумажные образцы пиал, шаблоны нескольких видов орнамента.

Предварительная работа: беседа с детьми о хакасском народе; рассматривание альбомов с орнаментами, иллюстрации книг, фотографии посуды, обустройства быта в юрте.

Ход образовательной деятельности.

На столе расставлены предметы посуды: кадка, ведро, корыто, туески, блюдца, чашки, пиала, самовар, стаканы, кружка, стеклянные бутылки.

Звучит хакасская мелодия.

Воспитатель: - Ребята, на каком языке поётся эта песня? (Ответы детей).

- Что необычное, вы заметили в интерьере нашей группы? (Ответы детей)

- Верно, ребята, это предметы посуды. И если посмотреть внимательно, скажите, какие предметы относятся к старинной посуде, а какие к современной? (Ответы детей)

- Ребята, эта посуда использовалась в хакасском быту.

- Вы хотели бы более подробно узнать о предметах быта хакасов? (ответы детей)

- Тогда, нас в гости приглашает «Хозяйка юрты»

Дети вместе с воспитателем проходят в мини-музей хакасской юрты. Ребята садятся на скамеечку, их встречает кукла в хакасской национальной одежде. Воспитатель от имени куклы здоровается с детьми на хакасском языке (Изен, дети так же здороваются с хозяйкой.

- Что я сказала? Я поздоровалась на хакасском языке, давайте мы все вместе поздороваемся с хозяевами.

Воспитатель обращает внимание детей на юрту.

- Что это такое? (ответы)

- Давным-давно хакасы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской.

- Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов)

- В женской половине находилась посуда, одежда, т. е. те вещи, которые нужны женщине.

- А в мужской половине, что вы видите? (предположительные ответы детей: орудия труда, охоты)

- Что еще вы заметили в юрте? (огонь) Зачем нужен огонь? (ответы)

Огонь, дети, у хакасского народа особо почитался, он являлся оберегом семьи и дома.

- Как вы понимаете слово «оберег»? (ответы детей) В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду).

Воспитатель показывает детям фотографии с обустройством женской половины юрты и рассказывает детям от имени хозяйки.

Посреди юрты на земляном полу всегда находится железный, круглый, о четырёх ножках таган, а на нём чугунная чаша. В ней приготовляется пища и выгоняется хлебное или молочное вино. На левой стороне под полкой – сундуки разнообразных цветов и размеров, у бедных, конечно, пустые. На верхней полке: медные тазики, поставленные на ребро, чайники разных калибров, котелки разных размеров и прочее. На второй: тарелки и чайные блюдечки, тоже поставленные на ребро. На третьей: чашки чайные, стаканы, миски, полоскательные чашки, кружки и самовары. На четвёртой: глиняные и деревянные чашки и разная чугунная посуда. Под полками: кадки, вёдра, корыта и тому подобное. Вся домашняя посуда и утварь, требующая большой прочности: ложки сомнах, сундуки, ящички абдыра, - делались из березы. Они были украшены тонким резным орнаментом, покрыты узорами и рисунком. Например, долбленные чаши аях, были самой распространенной домашней посудой. Широкое округлое тулово чаши украшалось орнаментальными мотивами, чаще всего – глубокими полосами шнуркового типа, ромбами или группами треугольников, расположенными параллельными рядами в верхней части сосуда. Бордюрный орнамент деревянных изделий носил характер геометрических узоров.

Затем, хозяйка просит обратить внимание детей на необычные рисунки на предметах быта и посуде.

- Как вы думаете, ребята, зачем люди наносили узор на посуду? (Ответы детей)

- Такие узоры называются орнаментом. Большую тайну хранят в себе древние хакасские орнаменты. Изначально в хакасском орнаменте каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайну. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, от злых духов защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире, человек выражал условными знаками.

- Как вы думаете, что означал для хакасов красный цвет?. Зелёный?. Голубой?

(ответы детей: веселье и счастье, зелёный – цвет растений, а голубой цвет – воды и неба).

- А теперь пора нам встать и посуду показать.

Физминутка Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,

"Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседать, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

Сделать большой круг руками перед собой.

Воспитатель рассказывает от имени куклы «Хозяйки юрты»:

- Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры: геометрические, растительные, животные и образные.

Дети рассматривают фотографии предметов быта хакасского народа.

- Геометрические узоры характерны для резьбы по дереву (шкатулки, ведра, бураки для хранения масла, туеса, табакерки, маленькие коробочки.); растительные преобладают в народной одежде, на изделиях из войлока. Сюжетные рисунки размещали на деревянных ящичках, сундуках, музыкальных инструментах, посуде, коновязи, шаманской колотушке.

- Ребята, хозяйка приготовила для вас игру «Подбери орнамент к пиале»

Перед детьми сделанные из картона и флиса пиалы разного цвета. Отдельно разложены орнаменты разного цвета, нужно подобрать к каждой пиале определённого цвета орнамент.

Каждый ребёнок выбирает понравившейся цвет пиалы и подбирает к ней орнамент, накладывая его сверху.

- Ребята, хозяйка очень рада, что вы у неё в гостях и она хотела бы предложить вам чай, но у неё не хватает посуды. А мы с вами украсили только бумажные пиалы.

- Можно ли, пить чай из бумажных пиал? (ответы детей)

- Как же нам помочь хозяйке? (дети предлагают свои варианты решения проблемы).

- Ребята, хозяйка подсказывает нам, что можно пройти в мастерскую и украсить настоящие пиалы. А потом мы преподнесём их в подарок хозяйке юрты. Вы согласны? (ответы детей)

Дети проходят в мастерскую изостудии, занимают свои рабочие места. Звучит музыкальное сопровождение хакасской мелодии. Воспитатель предлагает детям выбрать пиалу – заготовку. Ребята рассматривают её, находят контур орнамента. Определяют, на что он похож, затем подбирают цвет и начинают роспись.

Воспитатель напоминает детям, как правильно держать кисть и прорисовывать детали орнамента нужно кончиком кисти.

По окончанию работы, все готовые пиалы устанавливаются на поднос.

Воспитатель подводит итог:

- У кого в гостях мы побывали?

- Что мы делали в мастерской и зачем?

- Что вам больше всего запомнилось?

(ответы детей)

Дети дарят пиалы «Хозяйке юрты». Затем угощаются травяным чаем и делятся своими впечатлениями.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Солнце и планеты» Цель: закрепить знания детей о строении солнечной системы. Оборудование: глобус, рисунки с изображением планет Солнечной системы на каждого.

Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Сказочный» букет для бабушки»Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Сказочный» букет для бабушки» Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. «Сказочный» букет для бабушки. Нетрадиционная техника: рисование мятой.

Конспект НОД «Подарок для друга» для старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: обогащение творческих способностей детей. ЗАДАЧИ: (Парма) - (общение) Совершенствовать внеситуативно – личностное общение детей как.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Подарок для папы»Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Подарок для папы» В конце февраля вся Россия празднует праздник 23 февраля, День Защитника Отечества, каждый ребенок хочет подарить своему папе или дедушке.

Модель НОД по конструированию для детей старшего дошкольного возраста «Мебель для Мишутки» Программное содержание: *Закрепить знания и представления детей о мебели (строение, назначение). *Продолжать учить детей выполнять конструкции.

Музыкальная НОД для детей старшего дошкольного возраста «Звуки музыки» Цели:Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность. Задачи: 1. Познакомить.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда» Задачи: -расширить и углубить представления детей о посуде: истории происхождения, из какого материала изготавливается; -учить образовывать.

НОД «Профессия пожарного» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить.

НОД «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста. НОД "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы,.

НОД «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста. НОД "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Подарок для хозяйки юрты». НОД для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2017 в 14:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД