Оксана Коваленко
Построение развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Наш муз. зал, как вы видите, достаточно светлый, просторный, а главное безопасный для детей. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому к залу, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.
(Показать где стоят огнетушители)
Публикация «Построение развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Развивающая предметно – пространственная среда соответствует стандарту, реализует образовательный потенциал пространства, отвечает требованиям ФГОС, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей.
В музыкальном зале продумано организационное пространство, зал условно поделё н на зоны по видам деятельности: для восприятия (слушания, разучивание и исполнения песен, активной музыкально - двигательной деятельности (танцев, хороводов, танцевальных импровизаций, экспериментально-творческая зона (уголок музыкальных инструментов, дидактических игр и пособий).
1. Зона для восприятия. Подразумевает восприятие детьми музыкальных произведений и проведение разучивания песен, ознакомление с правилами дидактических игр, продуктивную деятельность в музыкальном исполнительстве песен. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Поэтому к организации ППС в спокойной зоне музыкального зала я подошла с особой тщательностью.
Оборудование зоны для восприятия состоит из музыкального инструмента это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.
В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя, что у нас и соблюдено.
Также в этой зоне, по мере надобности, я располагаю технические средства обучения (мультимедийный проектор).
2. Зона активной музыкально-двигательной деятельности. Это достаточно большое свободное пространство для музыкального движения : дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу в активной зоне расположен ковёр. Фортепиано расположено таким образом, что музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, может видеть всех детей, а технические средства (магнитофон, ноутбук, и выключатели для зеркальный шара и для зажигания огоньков на елке) расположены таким образом, что я в любой момент могу ими воспользоваться в соответствии с задуманным сценарием без помощи посторонних, что очень удобно. Например усилить эмоциональный эффект блестящим шаром, который имитирует падающий снег или помогает погрузить детей в волшебную, таинственную атмосферу, включить огоньки на елке.
3. Экспериментально-творческая зона. Это важная и значимая для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как музицирование. Здесь оборудованы стеллажи. Очевидно, что стеллажи не должны отнимать пространство, здесь они встроены в стену и открытые, что дает возможность осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для занятий, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми разного возраста. Еще здесь располагаются столы на которых могут лежать как детские музыкальные инструменты, так и различные музыкально-дидактические игры, а еще за этими столами ребята могут «рисовать музыку» в зависимости от построения занятия.
Организуя ППС во всех этих зонах, я руководствуюсь принципом комплексно-тематического планирования и выкладываю тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме занятия и возрасту детей. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы "Радуга".
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели (столы, мягких модулей (в данный момент они служат двухъярусной подставкой для инструментов, ширмы (театральная ширма) и многое другое.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей, от образовательной ситуации:
1 СЛАЙД
- К каждому празднику мы оформляем наш зал (слайды)
Вот наши попытки преуспеть в этом.
Вот так он выглядел на Нов. год, вы видите оформление зала к Рождеству.
Дети с удовольствием разыгрывают этот вечный библейский сюжет.
и тд….
Оформление зала формирует у дошкольника интерес к предстоящему событию и развивает хороший вкус.
2) МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для развития муз. театрализованной деятельности есть много видов театров.
Мне бы хотелось представить ростовые куклы.
2 СЛАЙД
Вы видите …Я часто переодеваю этих кукол, трансформирую их в нужный по сценарию персонаж.
Например, Принцесса превращалась в Весну, Солнышко, Русалку.
А так же эти куклы хороши и для оформления зала.
(обратить внимание на кукол в зале)
Еще, как вы видите, у нас есть куклы на гапите.
Это Незнайка, Умный Жираф, Бабушка.
Атак же в своей муз-театрализованной деятельности я использую театр Петрушки, настольный театр, театр игрушки и многие другие виды театров.
(1 стол со шляпами)
На столе вы можете видеть атрибуты, которые я использую в своей работе.
Невозможно показать все, что хранит наша костюмерная…здесь представлены шляпы и головные уборы, обозначающие героя.
А так же я пользуюсь наглядными пособиями, которые представлены на этих столиках.
( 2 стол с наглядными пособиями: композиторы, инструменты, плакат и др.)
3) УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ
Невозможно воспитывать гражданина Волгограда в отрыве от культуры и истории нашего региона.
В социально-культурную компетенцию ребенка входит:
- знать название города
- узнавать герб города
- флаг РФ
- знать значимые объекты нашего города, такие как Родина мать, Озеро слез, враг не пройдет.
- а так же знать боевое прошлое города.
3 СЛАЙД
Моя задача научить эмоционально откликаться на красоту и величие Волги и всей истории города.
В этом мне помогают подборки слайдов с памятниками истории
(указать на диски)
И конечно мы разучиваем патриотические песни и песни о Волгограде, слушаем музыку наших композиторов.
Еще есть подборка хороводов и народных попевок Волгоградской обл.
А так же есть мультимедийные презентации, которые я использую на занятиях и праздниках по патриотическому воспитанию.
4 СЛАЙД (узбекский танец)
В организации ППС так же учитываю многонациональность нашего региона. Изготовление атрибутов, костюмов, подборка музыкального, игрового материала, а затем использование данного материала в работе помогают формированию толерантности дошкольников.
4) ПОЛОРОЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА
5 СЛАЙД (костюмы)
На этих слайдах отражена полоролевая специфика моей работы.
Здесь представлены костюмы, которые различаются по гендерному признаку.
Невозможно представить все содержимое нашей костюмерной-это лишь малая толика.
3 стол с атрибутами
Помпоны, ленточки, палочки, салютики (дождик) и т. д.
Пример с озером-девочки цветочки-мальчики водопад-ленточки ГОЛУБЫЕ)
Когда я знакомлю детей с муз. инструментами, то обязательно обращаю их внимание на то, что на духовых инструментах играют как правило мужчины, и они же осваивают большие инструменты, такие как контрабас, литавры.
Так же полоролевая специфика прослеживается непосредственно в моих игровых распевках, подборка которых перед вами.
Если хотите, я с удовольствием продемонстрирую их.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке на Тропе здоровья у нас оборудована площадка для музыкально-театрализованной деятельности) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям музыкальными инструментами и пособиями;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
5) Личный творческий вклад в организацию ППС не проходят бесследно. Мои воспитанники являются участниками районных и городских конкурсов, а так же наши дети поступают в муз. школы и посещают драм кружки.
6 СЛАЙД (конкурсы)
1) Это мои воспитанники заняли 1 место на районном конкурсе «ДРУЖАТ ДЕТИ НА ПЛАНЕТЕ» Якутский танец.
2) Районный конкурс «ПО СТРАНИЦАМ КНИГ» номинация «Драматизация сказки»
3) Городской фестиваль «САЛЮТ ПОБЕДЕ» Музыкально – ритмич композиция «ДЕТИ ВОЙНЫ»