Папки-передвижки

Правовое образование в ДОУ

ЕЛЕНА ГАЛЯУТДИНОВА
Правовое образование в ДОУ

20 ноября 2016 года в нашей стране проводится Всероссийский день правовой помощи детям. Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т. д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

Публикация «Правовое образование в ДОУ» размещена в разделах

В ХХI веке эта проблема встала особенно остро. Нельзя проходить мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем генофонд нации?

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В ней впервые подчёркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась позже. Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Она явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН.

В июне 1989 года от побережья Бретани курсом Дакар – Фор – де Франс – Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На его борту находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. Подростки представляли пять континентов, главным образом южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб – квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 году. И с этого момента о «мировой конституции прав ребенка» узнало все прогрессивное человечество.

Нормативно-правовая документация по защите прав детства.

Существует целый ряд нормативно-правовых и организационных материалов по правам ребенка.

1-й уровень – международный

Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).

Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).

2 – й уровень – Конституция Российской Федерации.

3–й уровень – Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети – сироты», «Дети – инвалиды», «Дети Чернобыля» «Планирование семьи», «Одаренные дети» - утверждены Указом Президента РФ от 18.08.04 г. №1696.

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (28.06.1995 г.)

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.1998 г.)

Нормативные документы ДОУ:

Устав ДОУ

Положение о родительском собрании

Положение о постановке на учет семей, оказавшихся в опасном положении.

Ребенок обладает:

• Личными правами

• Социальными правами

• Политическими правами

Правами на образование и культуру

Правами на защиту в экстремальных ситуациях

Государства–участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Ребенок обладает личными правами :

• Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)

• На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)

• На сохранение своей индивидуальности (ст. 8)

• На поддержание связей с родителями в случае разлучения (ст. 9-10)

• На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12)

• На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)

• На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов; от пыток и жестокости (ст. 19, 33, 34, 35, 37).

• На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертна казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).

• Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).

Ребенку гарантируются социальные права :

• На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком положении (ст. 20).

• На пользовании наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).

• На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).

• На пользовании благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26).

• На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).

Ребенку гарантированы:

Политические права :

• На свободу мысли, совести, религии (ст. 14)

• На свободу ассоциаций и свободу мирных собраний

• На знание своих прав, изложенных в Конвенции

Права на образование и культуру :

• На свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13).

• На доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17).

• На образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28).

• На пользование культурой, исповедование своей религии и исполнение её обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30).

• На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31).

Галяутдинова Е. Г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.

Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность и перспективность. Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально.

Педсовет «Правовое воспитание дошкольников» Педсовет «Правовое воспитание дошкольников» Цель: повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Задачи: 1. Уточнить, закрепить и углубить.

План работы «Правовое воспитание детей с учетом федеральных государственных образовательных стандартов» Сентябрь Диагностика определения уровня знаний и умений. Результаты диагностики Практические умения и знания детей 6-го года жизни Составление.

Правовое образование в ДОУ и семье Цель: повысить правовую культуру родителей. Ход: Тема нашей встречи – «Правовое образование в ДОУ и семье». Мы надеемся, что выбранная тема.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы. Правовое воспитание детей дошкольного возраста. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения.

Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье» Цель: повысить правовую культуру родителей. Ход: Тема нашей встречи – «Правовое образование в ДОУ и семье». Мы надеемся, что выбранная тема.

Родительское собрание «Правовое воспитание детей» Тема:«Правовое воспитание детей» Цель: Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются.

Экологическое образование Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Автор: Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Правовое образование в ДОУ
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 00:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД