Папки-передвижки

Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста

анастасия цуканова
Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста»

С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку. При дисграфии дети в младшей школе с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.

Публикация «Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Овладение правильным произношением звуков до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.

Основные направления работы по устранению предпосылок акустической дисграфии :

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.

«Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С» : ссс) и как поет комарик «З» : ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когла поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т. д.

Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.

«Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.

«Покажи картинку». Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).

«Закрой картинку». Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.

«Подбери слова». Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.

Основные направления работы по устранению предпосылок дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги, не видят границы слов, раздельно пишут приставки.

Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются различные упражнения.

«Узнаваниезвуканафонеслова». Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.

«Определениеместоположениязвукавслове» :

- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?

- Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?

«Определениепоследовательностииколичествазвуковвслове»

- сколько звуков в слове;

- между какими звуками находится заданный звук;

- составь слово из первых звуков слов;

- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков; - найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков; - подбери картинку к заданной схеме.

«Определениеколичестваслоговвслове»

- придумывание слов на заданный слог;

- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.

Основные направления работы по устранению предпосылок оптической дисграфии :

В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в том,что ребенок не дописывает элементы букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.

Работу начинаем с решения простых зрительных задач:

Формирование зрительного гнозиса:

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;

-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;

- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений; - составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.

Развитие зрительной памяти:

- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;

- зрительные диктанты «Продолжи строку»;

- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур, постепенно увеличивая их количество.

Формирование буквенного гнозиса:

- найти заданную букву среди других;

- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

-назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;

- определить букву в неправильном положении;

- обвести контур буквы, заштриховать ее;

- дописать букву;

- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;

- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.

Формирование зрительно – пространственного восприятия:

- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т. д. ; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;

- с опорой на картинки рассказать, что где находится;

- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…; - работа над пространственными предлогами.

Уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии;

- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д. ;

- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;

- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;

- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом : О –обруч,

Ж – жук …;

- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);

- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.

Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии :

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.

Работа над словоизменением:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными; - согласование существительных с числительными.

Работа над предлогами.

Работа над словообразованием:

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных; - образование названий детенышей животных.

Публикации по теме:

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей старших дошкольников «Предупреждение проблем со зрением» С раннего детства ребенок попадает в мир мониторов. Общение, получение знаний, развлечения перенеслись на экраны компьютеров, телевизоров.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2022 в 23:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем анастасия цуканова (УИ 603461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД