анастасия цуканова
Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста»
С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку. При дисграфии дети в младшей школе с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.
Публикация «Предупреждение и коррекция дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Овладение правильным произношением звуков до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.
Основные направления работы по устранению предпосылок акустической дисграфии :
Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.
Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.
«Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С» : ссс) и как поет комарик «З» : ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когла поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т. д.
Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.
Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.
«Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.
«Покажи картинку». Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).
«Закрой картинку». Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.
«Подбери слова». Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.
Основные направления работы по устранению предпосылок дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги, не видят границы слов, раздельно пишут приставки.
Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются различные упражнения.
«Узнаваниезвуканафонеслова». Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.
«Определениеместоположениязвукавслове» :
- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?
- Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?
«Определениепоследовательностииколичествазвуковвслове»
- сколько звуков в слове;
- между какими звуками находится заданный звук;
- составь слово из первых звуков слов;
- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков; - найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков; - подбери картинку к заданной схеме.
«Определениеколичестваслоговвслове»
- придумывание слов на заданный слог;
- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.
Основные направления работы по устранению предпосылок оптической дисграфии :
В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в том,что ребенок не дописывает элементы букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.
Работу начинаем с решения простых зрительных задач:
Формирование зрительного гнозиса:
- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;
- распределить предметы по величине;
-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;
-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;
- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений; - составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.
Развитие зрительной памяти:
- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;
- зрительные диктанты «Продолжи строку»;
- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур, постепенно увеличивая их количество.
Формирование буквенного гнозиса:
- найти заданную букву среди других;
- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
-назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;
- определить букву в неправильном положении;
- обвести контур буквы, заштриховать ее;
- дописать букву;
- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;
- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.
Формирование зрительно – пространственного восприятия:
- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т. д. ; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;
- с опорой на картинки рассказать, что где находится;
- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…; - работа над пространственными предлогами.
Уточнение пространственного расположения букв:
- написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии;
- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д. ;
- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;
- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;
- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом : О –обруч,
Ж – жук …;
- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);
- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.
Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии :
Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.
Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.
Работа над словоизменением:
- образование множественного числа имен существительных;
- согласование прилагательных с существительными; - согласование существительных с числительными.
Работа над предлогами.
Работа над словообразованием:
- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
- образование глаголов при помощи приставок;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных; - образование названий детенышей животных.