Получи документы

Консультация «Причины нарушений и коррекционное воспитание, и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Оксана Малеева
Консультация «Причины нарушений и коррекционное воспитание, и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»

Методическая разработка по теме:

«Причины нарушений и коррекционное воспитание, и

обучение детей с нарушениями опорно-двигательного

аппарата»

Воспитатель старшей группы :

Малеева О. В.

Г. Певек

Содержание:

1. Введение

2. Общее понятие.

Публикация «Консультация „Причины нарушений и коррекционное воспитание, и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах

3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата.

4. Методика образования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

5. Система работы по профилактике и коррекции ОДА с часто болеющими детьми детского сада.

6. Методическая разработка для использования в работе материала (игрового, познавательного) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

7. Использование нестандартного физкультурного оборудования

в профилактике нарушений ОДА.

8. Работа с родителями.

9. Выводы и заключение.

10. Литература.

Актуальность: каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Наличие данных проблем, подтверждают целесообразность и необходимость проведение работы, связанной с организацией с улучшением положения детей имеющих патологии опорно-двигательного аппарата, улучшения их качества жизни. На сегодняшний день наши дошкольные учреждения готовы разработать систему мероприятий, способствующей успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка.

Цель: разработка и внедрение системы профилактической и коррекционной работы с часто болеющими детьми, направленной на профилактику плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, средствами физического воспитания.

Задачи:

• Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

• Определить эффективные средства, методы и формы физического

воспитания, используемые для профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата.

• Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей, укрепить группы мышц, способствующие предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

• Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения плоскостопия и нарушения осанки, приемами укрепления мышц голеностопного сустава, спины, живота

В результате реализации данной системы предполагается:

1. Положительная динамика коррекции плоскостопия и нарушения осанки у часто болеющих детей.

2. Эффективное включение в совместную работу по использованию средств физического воспитания всех участников профилактической работы (медицинский персонал, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, младшие воспитатели).

3. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Введение.

Главной целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психологического развития детей как основы их успешного обучения в школе. В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательная область «Здоровье» наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно – гигиенических навыков и начальных представлений о ЗОЖ, предусматривает также решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на укрепление и защиту здоровья детей.

В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата в детском возрасте сопровождается соматическими и психофизиологическими нарушениями. Эта группа детей полиморфна и включает различные заболевания суставов, позвоночника, мышц, нервов.

Общее понятие: плоскостопие так же является нарушением опорно-двигательного аппарата. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Появляется боль в стопе. Любое нарушение в развитии стопы отрицательно отражается на осанке ребенка. Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы.

Работая в ДОУ присмотра и оздоровления с категорией воспитанников относящихся к группе часто болеющих детей, имеющих различные хронические заболевания, проблема профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата становится наиболее актуальной, так как является одной из комплексных показателей здоровья и в некоторых случаях первопричиной не здоровья воспитанников.

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата.

1. Внутриутробная патология

- инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные

- травмы, ушибы плода;

- интоксикации;

- экологические вредности.

2. Родовая травма, асфиксия.

3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни:

- осложнение после прививок.

Причин плоскостопия много : это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни, парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина - общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп : длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.

Методическая разработка для использования в работе материала (игрового, познавательного) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата :

В дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития, его формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия и исправить их путем укрепления мышц и связок стопы. Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто - различными нарушениями осанки.

Для решения поставленных задач в начале и конце года, совместно с медицинским персоналом ДОУ, проводится диагностика сформированности осанки и стопы. По результатам диагностики формируется коррекционная группа.

формы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата :

индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала с разными детьми.

Постановка практических и познавательных задач; методы организация!

• целенаправленные действия с дидактическими материалами

• многократное повторение практических и умственных задач

• инклюзивно действенных, наглядно действенный показ (способами действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

• дидактические игры;

• создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы

• обследование предметов (зрительное, тактильно, кинестетическое, слуховое, комбинированное);

• наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

• рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы

• речевая инструкция, беседа, описание предмета;

• указания и объяснение как пояснение способов выполнения

• задания, последовательности действий, содержания;

• метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

• педагогическая оценка хода выполнения деятельности,

ее результата

Информационные методы

• беседа, консультирование,

• методы использование средств массовой информации, литературы и

• организации искусства, примеры из окружающей жизни,

• экскурсии.

Практически-действенные методы

• приучение, упражнение,

воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;

Нетрадиционные методы

• Арт-терапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства, ритмика.

Система работы по профилактике и коррекции ОДА с часто болеющими детьми детского сада:

1ступень:

• профилактическая работа с детьми ДОУ

• Корекциональная работа с детьми ДОУ

2ступень:

• диагностика сформированности осанки и стопы (совместно с медицинским персоналом)

3ступень:

• включение в утреннюю гимнастику специальных упражнений для укрепления мышц спины и свода стопы

• элементы самомассажа

• формирование коррекционной группы

4стунень

• включение в физкультурные занятия специальных упражнений для формирование навыков ЗОЖ

• непосредственная профилактическая деятельность на тренажёрах

• использование нестандартного оборудования в деятельности с детьми

5ступень

• работа с родителями на личном сайте и сайте ДОУ

• индивидуальные консультации

• проведение совместных открытых мероприятий

6ступень

• подбор упражнений для проведения закаливающих процедур

• проведение семинаров практикумов для педагогов

Использование нестандартного физкультурного оборудования

в профилактике нарушений ОДА.

Для профилактики нарушений ОДА подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые способствуют профилактике нарушения осанки и плоскостопия: массажные коврики, роллеры, ребристые дорожки. Практически во всех возрастных группах педагогами ДОУ накоплен опыт работы по изготовлению нестандартного оборудования (следовые дорожки, коврики для выравнивания позвоночника).Кроме этого, это оборудование многофункционально и может быть использовано в разных направлениях развития детей – физическое развитие, математика, развитие речи, творческие игры и т. д. Такое оборудование, можно, использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Использование нестандартного оборудования.

• Ходули

Материал: ведерки с закрепленными веревками.

Использование: Для игр - соревнований, упражнений на равновесие и координацию. Профилактика плоскостопия.

Развитие: равновесия, координации, ловкости, мышц рук и плечевого пояса, мышц свода стопы и голени.

• Лабиринт

Материал: ткань, клеёнка, поролон, дерматин цветной

Использование: для упражнений в равновесии, для прокатывания мяча, профилактики плоскостопия.

Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе.

• Рюкзачки

Материал: ткань, широкая резинка, песок или соль 400гр.

Использование: для формирования правильной осанки, игр - соревнований, для сюжетного занятия, как сюрпризный и игровой момент занятия, для ОРУ, и т. д.

Развитие: мышцы спины, плечевого пояса, выносливость, сила, коррекция осанки во время ходьбы, бега.

Физкультминутки и динамические паузы.

Одна из причин нарушений ОДА заключается в том, что дети рано начинают длительно сидеть. Дети от сидения быстро устают, их спина при этом напрягается, надолго «застывает» в одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц. Одним из составляющих режима является обязательное проведение физкультминутки на занятиях. Физкультминутка проводится в момент проявления первых признаков утомления детей. При выборе физкультминутки учитывается вид занятия и его тематика (приложение№1).

Закаливание

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а, следовательно, и профилактике нарушений осанки и плоскостопия, уделяют организации этих мероприятий особое внимание.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни.

Системы эффективного закаливания:

• использование контрастных температурных воздействий.

• применение циклических упражнений;

• постепенное приучение детей к хождению босиком;

• адекватная погода на открытом воздухе и температуре в помещении одежда детей (ребенок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущение зябкости);

Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами и водно-контрастным закаливанием.

Работа с родителями.

Взаимоотношения с родителями строятся, прежде всего, на основе сотрудничества.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, направленной на профилактику нарушения осанки и плоскостопия, начинается с ознакомления:

• с результатами диагностики физической подготовленности,

• результатами диагностика сформированности осанки и стопы,

• рекомендациями врача ортопеда.

Проводится обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей,

в процессе индивидуальных консультаций.

Выводы и заключение.

Анализ по применению системы профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата с часто болеющими детьми дошкольного возраста, позволяет судить о результативности, на основании положительной динамики коррекции нарушений осанки и плоскостопия, отмеченной в сравнительных показателях диагностики. Система работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

Позволяет эффективно использовать средства физического воспитания всеми участниками профилактической работы ОДА в дошкольном учреждении. Повышает активность родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Литература

• Власова Т. А. (ред.) Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата М., 1985.

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения (методическое пособие под ред. Шипициной Л. М., СПб., 1995

Фонарев М. И., Фонарева Т. А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М. И. Фонарева. - Л. : Медицина, 1983.

• Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6.

• Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. М: Творческий центр. 2007.

• Подольская Е. И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. М: «Скрипторий 2003»,2009.

• Сапин М. Р., Билич Г. Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М. : Высшая школа, 1989.

Приложение №1

Мишки

Мишки по лесу гуляли,

(идем вперевалочку)

Мишки ягоды искали.

Вот так, вот так

(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»

Мишки ягодки искали.

Сладку ягодку малинку

Положили всю в корзинку

Вот так, вот так.

(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)

Положили всю в корзинку.

Как малинкой угостились,

Все на травке развалились.

Вот так, вот так

(гладим себя по животику)

Все на травке развалились.

А потом Мишки плясали

Лапки кверху поднимали

Вот так, вот так

(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Киска

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Консультация «Обучение детей элементам тенниса»Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Причины нарушений и коррекционное воспитание, и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Опубликовано: 12 мая 2020 в 09:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Причины нарушений и коррекционное воспитание, и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Малеева (УИ 2307829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД