Лучший педагог года

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Алена Салмина
Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

«Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими

нарушения слуха»

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-технических средств не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Информатизация образования открывает воспитателям новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методов, приёмов и технологий, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Информационно-компьютерные технологии способствуют созданию модели обновленной системы дошкольного образования, определении ее целей, задач, форм работы с участниками образовательного процесса.

Публикация «Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха» размещена в разделах

Применение средств информационных технологий позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Использование современных ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками с нарушением слуха может считаться одним из возможных, доступных и эффективных средств формирования познавательной активности, развития интеллектуальных способностей и качеств детей. Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями слуха необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала и позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей, решая следующие задачи:

развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

обогащение кругозора;

помощь в освоении социальной роли;

развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация, группировка и т. д.);

организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Педагогическая практика доказывает, что наличие у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха познавательной активности, то есть, стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях, способствует тому, что коррекционно-образовательный процесс проходит эффективнее: лучшему усвоению нового материала, накоплению, расширению знаний и кругозора, появлению устойчивого интереса к занятиям. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха : экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется через увеличение объема знаний, сообщаемых дошкольникам с нарушениями слуха. Интенсивный путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции дошкольника с нарушениями слуха, и это предполагает изменение самой структуры программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение).

Активизация познавательной деятельности дошкольников с нарушениями слуха предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог, с помощью различных методов, приемов, упражнений и ИКТ, создавая условия соревнования, ориентировочно-исследовательского и творческого поиска, самостоятельности.

ИКТ как средство интерактивного обучения дошкольников с нарушениями слуха имеет два преимущества – качественное и количественное.

Качественные преимущества очевидны:

Яркое, чёткое, аккуратное и цветное изображение на экране намного эффектнее и качественнее.

Повышается уровень использования наглядности на занятии.

Предоставляется возможность индивидуализации обучения.

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты);

Знания сохраняются в памяти детей значительно дольше.

Повышается познавательный интерес, и мотивация детей.

Создает условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей и их сотрудничества.

Улучшается дисциплина.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. В течение 1-3 минут полноэкранное видео приносит больший объем информации, необходимой для изучения конкретного материала.

Ещё одно преимущество информационных технологий в том, что они позволяют довольно быстро создать требуемый объем программного дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, подобрать лексический материал, который при этом будет уточняться, и закрепляться, тем самым реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития.

Специфика работы с детьми со слуховой депривацией, требует использования большого объема наглядного (иллюстративного) и речевого (табличного) материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Компьютерная техника предоставляет большие возможности для соединения речевого материала с наглядным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Педагог может в разных видах деятельности применять функциональные возможности ИКТ для развития дошкольников, используя различные формы, такие как:

• Мультимедийные презентации - позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

• Фото (видео) - экскурсия - даёт возможность, не покидая помещения посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города и даже страны.

• Познавательный видеофильм - можно использовать при проведении НОД, режимных моментов, при подготовке к сюжетно-ролевым играм и т. д. они служат для систематизации и обобщения знаний.

• Видеозагадки - помогают в тренировке памяти, развитии фантазии, ассоциативного мышления и мышления категориями.

• Комплексы зрительных разминок, утренних зарядок, физминуток - способны отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни, помогают настраивать детей на занятие, вызывают приятные эмоции.

• Развивающие, обучающие мультфильмы - дают возможность в полной мере раскрыть детям творческий потенциал, в интересной форме познавать новый материал.

• Компьютерные развивающие, обучающие программы - стимулируют познавательную активность, развивают самостоятельность, уверенность в собственных силах, помогают расширять кругозор, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, высокую концентрацию внимания.

• Компьютерные развивающие, обучающие игры - можно использовать с целью развития познавательных процессов у дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала.

• Анимированные пазлы – способствуют развитию умения логически мыслить, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца, тренируют воображение, пространственное восприятие, память.

• Тесты для закрепления и проверки знаний - позволяют в форме игры провести проверку знаний, тренируют внимание, развивают память и сообразительность, помогают развивать логическое мышление, учиться рассуждать и делать выводы.

Несомненно, что при конструировании воспитательно-образовательной деятельности использование разнообразных форм ИКТ позволяет сделать занятия интересными, увлекательными, а речевой материал - более доступным для восприятия дошкольников со слуховой депривацией, но следует учитывать требования программы, уровень развития устной речи детей, их индивидуальные психофизические особенности и возможности.

Дети с нарушениями слуха характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия (визуальная, аудиальная, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями мотивации, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. В связи, с чем при использовании ИКТ следует обратить особое внимание на здоровье дошкольников и соблюдать рекомендованные условия:

• физические и динамические паузы, зарядки для глаз;

• оптимальное время для занятий с применением ИКТ первая половина дня; допустимо во вторую половину дня;

• оптимальные дни недели для занятий с применением ИКТ вторник, среда, четверг; понедельник – допустимый;

• требования к оформлению презентаций (фону, иллюстрациям, речевому материалу (шрифту и орфоэпии, эффектам анимации.

При грамотном использовании технических средств и правильной организации образовательного процесса дошкольников ИКТ могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Таким образом, применение информационных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с нарушениями слуха позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, и стимулировать познавательную активность дошкольников, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения и обеспечивает его успешную социализацию в обществе; систематизировать работу педагога, создаёт условия для его профессионального саморазвития.

Литература:

1. Говиц Ю. М., Зворыгина Е. В., Поддьяков Н. Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. - М., 2003.

3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

4. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 07:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД