Получи документы

Профилактика дезадаптации детей к дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

татьяна ряполова
Профилактика дезадаптации детей к дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Программа работы по сопровождению детей в период адаптации, в рассмотрение основных подходов ФГОС.

«Профилактика дезадаптации

детей к дошкольному учреждению

в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

воспитатель МДОУ №84. Ряполова Татьяна Юрьевна.

2017 учебный год

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи рабочей программы.

Публикация «Профилактика дезадаптации детей к дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей

4. Планируемые результаты освоения программы

5. Оценка результатов освоения рабочей программы.

6. Методики, технологии, средства воспитания.

7. Основная форма реализации программы

8. Учебно-методический комплекс к программе.

3

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные условия вынуждает родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывает у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легко, необходима помощь семьи.

Актуальность:

Адаптация- это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитания детей раннего возраста не соответствует современным представлением о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно- ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Анализ деятельности в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатель не всегда готов оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, так же испытывает трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателя.

4

Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Цели и задачи реализации рабочей программы

- помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

-создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства.

-создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств ребенка.

Задачи:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог);

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

- обеспечение психолого - педагогическкой поддержки и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, укрепление здоровья у детей.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период

5

начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

В раннем возрасте совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

6

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Планируемые результаты освоения программы

По результатам успешной адаптации ребенка к ДОУ у ребенка формируются такие качества как доброжелательность, общительность, инициативности, эмоциональная удовлетворенность от сотрудничества в процессе пребывания в группе с другими детьми. Целенаправленное формирование у ребенка соответствующих его возрасту форму общения со взрослыми и со сверстниками.

Развитие в игровой деятельности с предметами, с заместителями

7

Ребенок научиться пользоваться предметами обихода, постепенно приучать к самообслуживанию

Предоставление ему возможности самостоятельных действий.

Расширение круга общения будет воспитывать у ребенка доверчивость, открытость, умение ладить с людьми.

Открывается возможность для развития познавательной сферы ребенка.

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка. Задачи воспитания на адаптационный период

-создать для детей атмосферу психологического комфорта.

-организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

-формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

-воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

Закладывать основы будущей личности:

- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Оценка результатов освоения рабочей программы.

- стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

8

- проявляет интерес к сверстникам; и наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

- проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

- соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома на улице и старается соблюдать их.

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

- с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Методики, технологии, средства воспитания.

Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. К проведению адаптационных

9

игр предъявляются определенные требования:

-игру повторяют в течение дня несколько раз;

-при введение новой игры знакомые игры повторяют;

-знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;

-игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;

-продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;

-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в МДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания детей в группе.

Степень адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон,

10

ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности.

Основная форма реализации программы :

Основная форма реализации данной программы – цикл игровых занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Цикл рассчитан на 4 темы по 3 занятия в каждой теме. Всего 12 занятий. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа.

Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируется психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. п.

Продолжительность занятий: 20 минут (тематически итоговое – 30 минут) Эффективный режим проведения: 2 раза в неделю.

Наполняемость группы: 5-7 человек.

Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

11

Методы:

1. Игротерапия ( игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки»)

2. Элементы психогимнастики;

3. Элементы арт-терапии: рисование

4. Элементы танцевальной терапии;

5. Элементы сказкотерапии.

Структура занятия:

Основные части занятия Время Наименование составных частей Повторяемость

I 2 мин. Приветствие Каждое занятие

II 5 мин. Упражнение на установление контакта взглядов/физического контакта/обмена эмоциями Каждое занятие

III

1 мин.

10 мин.

10 мин. Основная часть:

1. Введение тематического персонажа

2. Повтор игр, новая игра

3. Совместная деятельность детей

1 раз в три занятия

Каждое занятие

1 раз в тему

IV 2 мин. Прощание Каждое занятие

12

ПЛАНИРОВАНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

№ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 1 ЗАНЯТИЕ 2 ЗАНЯТИЕ 3 ЗАНЯТИЕ

«Солнышко» Упражнение на установление контакта:

«Знакомство» «Волшебное зеркало» «Ласковое имя»

Ввод персонажа:

Воздушный шарик-солнышко

Повтор игры

«Солнечный зайчик»

Повтор игры

«Поиграем вместе»

Игра «Поиграем вместе»

Игра

«Прятки с солнышком» Игра

«Солнышко и дождик»

Игра «Солнечный зайчик» Совместная деятельность

«Наше солнышко»

«В лесу» Упражнение на установление контакта:

«Ласковый ребёнок» (посмотреть в глазки) «Ласковый ребёнок» (улыбнуться) «Ласковый ребёнок» (хлопнуть в ладоши)

Ввод персонажа:

Тема-лес

«Верёвочка»

Повтор игры

«Медвежонок»

«Пары»

Игра «Кто к нам пришёл?»

Повтор игры

«Кто к нам пришёл?» «Паровозик и вагоны»

Игра «Кто лучше разбудит» Повтор игры

«Кто лучше разбудит» Игра «Листочек падает»

Игра «Медвежонок»

Совместная деятельность

«Разноцветные лепестки»

«Птичка» Упражнение на установление контакта:

«Ласковая цепочка»

(дотронуться до руки) «Ласковая цепочка» (пожать ручку) «Ласковая цепочка» (погладить по головке)

Ввод персонажа:

Игрушка-птичка

Повтор игры

«Воробушки»

Повтор игры

«Прятки с воробьём

Игра

«У птички болит крылышко»

Игра «Птицы и авто»

Игра «Воробушки»

Игра «Прятки с воробьём» Совместная деятельность

«Гнездо для птички»

«Петрушка» Упражнение на установление контакта:

«Покажу как я люблю»

(мама-дочка/сыночек)

«Покажу как я люблю»

(бабушка/дедушка-внук/внучка) «Покажу как я люблю»

(ребёнок- животное)

Ввод персонажа:

Переодетый взрослый Повтор игры

«Делай как я»

Повтор игры

«Встаньте, дети, встаньте в круг»

Игра «Делай как я» Игра «Делай как…»

Игра «Все захлопали в ладоши»

Игра «Встаньте, дети, встаньте в круг»

Игра «Прятки с Петрушкой» Совместная деятельность

«Дружные ладошки»»

Сказка

«Знаешь, как я тебя люблю?»

13

6. Методическое обеспечение программы

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

п/п Автор (ы) Заглавие Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. Вид издания, гриф Кол-во экз.

1. А. С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению М. :Книголюб, 2006. - 72 с. Пособие 1

2. О. Г. Заводчикова

Адаптация ребёнка в детском саду М. : Просвещение, 2007. - 79 с. Пособие 1

3. Е. О. Смирнова Дети раннего

возраста М. : Педагогический университет Первое сентября, 2010 Лекцион-ные материа-лы 1

14

6.1.2. Дополнительная литература

п/п Автор (ы) Заглавие Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр. Вид издания, гриф Кол-во экз.

1.

Р. Граббет

Игры для малышей от 2 до 6 М. :РОС-МЭН, 1999. Пособие 1

2.

Е. К. Лютова, Т. Б. Монина

Тренинг общения с ребенком (период раннего детства

СПб. : Речь, 2001.

Пособие

1

3.

Сост. Л. Н. Елисеева. Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателей детского сада

М. : Просвещение, 1987.

Пособие

4. Н. Д. Ватутина

Ребёнок поступает в детский сад М. : Просвещение, 1983 Пособие 1

5. А. С. Галанов

Я иду в детский сад М. : Школьная пресса Пособие 1

6. Ребёнок в детском саду Как помочь ребёнку в период адаптации 2003.-№3 Журнал 1

7. Обруч На пороге детского сада 1995.-№5 Журнал 1

15

6.2. Средства обеспечения для освоения программы

6.2.1. Аудио- и видео- пособия

Вид аудио- и видео- пособия Наименование пособия

Видео-фильм Кино-фильм Слайды Аудио-

пособие

- - -

Аудио СD-диск -«Классика для малышей»

-«Малыш на берегу»

(звуки природы)

-Чайковский «Детский альбом»

-«Крылатые качели»

(сборник детских песен)

-«Прекрасное далёко»

(сборник детских песен)

6.2.2. Наглядный материал

Картины, предметные картинки,

Модели, сигнальные карточки Литература

для детей

-

- И. Ф. Карнаухова «Рассыпушки»

В. Ветрова «Ладушки, ладушки»

И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш»

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в.

Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Мои полезные привычки» Возраст: дети 3-4 лет. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать знаниям детей.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению. 2018 Адаптация. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс.

Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению. Консультация для родителей Адаптация (от лат. аdaptayio) – приспособление.

Пресс-релиз «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС» «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Презентация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Каждый ребенок любознателен от природы. А в условиях стремительно развивающегося современного мира - вдвойне, ведь столько нового, неизведанного.

Проект «Образовательные терренкуры, как инновационный метод образования дошкольников в условиях реализации ФГОС» Проект «Образовательные терренкуры как инновационный метод образования дошкольников в условиях реализации ФГОС»     Проблема: В Федеральном.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика дезадаптации детей к дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 31 января 2019 в 09:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД