Папки-передвижки

Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности

Паврозник Наталья Григорьевна
Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности

Конфликты являются неотъемлемой частью общения, но от человека зависит, приведут ли эти конфликты к развитию личности и отношений или будут нести разрушение. Особенно важна проблема профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности, поскольку от поведения педагога зависит воспитание и развитие личности ребенка.

Публикация «Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности» размещена в разделах

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учениками, учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее. Возникающие противоречия рано или поздно выливаются в конфликты, которые могут стать причиной деструктивных изменений или основой для конструктивных изменений как в личности участников, так и в педагогическом процессе.

В линии конфликтов – «учитель - ученик» - конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояние участвующих сторон. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся. При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует в конфликте учитель. Это, прежде всего, само учение как основная деятельность учащегося и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т. д.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности учащихся.

Для профилактики конфликтной ситуации учителю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения :

Правило № 1: «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком учеников видеть только отрицательные мотивы».

Правило № 2: «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета».

Правило № 3: «Ученика можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».

Правило № 4: «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении».

Правило № 5: «Совместная деятельность сближает людей и повышает авторитет учителя (если она хорошо организована)».

С целью профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в 2015 году мною было начато исследование в 9 Б классе, где я являюсь классным руководителем.

Исследование включает три этапа:

Констатирующий: оценка психологического климата в классе; выявление уровня конфликтности и возможности конфликтных ситуаций методом анонимного тестирования.

Формирующий: улучшение психологического климата в классе и снижение уровня конфликтности, как под влиянием общих фоновых событий, так и под влиянием проводимых мероприятий. В классе был проведен опрос с целью выявления потенциальных конфликтующих сторон и причин конфликтных ситуаций.

Контрольный: выявление изменений психологического климата в классе и уровня конфликтности по методике К. Томаса и Н. В. Гришиной «Предрасположение личности к конфликтному поведению».

Анализ констатирующего и формирующего этапов эксперимента

Оценка психологического климата в классе

благоприятен не благоприятен затрудняюсь ответить

Оценка наиболее частых конфликтных ситуаций

Комментируя наиболее часто возникающие конфликтные ситуации, учащиеся выделили следующие причины:

конфликты с родителями :

неуспеваемость;

нереализованные потребности;

гиперопека родителей и т. д.

конфликты между учащимися :

различие в материальном и социальном положении;

борьба за лидерство;

неумение общаться со сверстниками и т. д.

конфликты с учителями :

большой поток информации;

излишняя требовательность;

необъективность при оценке знаний;

не всегда понятны объяснения.

Проведенное исследование позволило выявить общие причины конфликтных ситуаций :

Первая состоит в отсутствии взаимопонимания, а вторая - в отсутствии согласия учащегося с позицией педагога (конфликт).

Взаимопонимание.

Нарушения взаимопонимания в межличностном взаимодействии учителя и ученика могут происходить по причине смыслового барьера.

Возникновение смыслового барьера можно рассматривать как признак отсутствия внимания и индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

А) Смысловой барьер по отношению к конкретному педагогу, возникнув однажды, проявляется уже независимо от того, какое требование предъявляет данный педагог к учащемуся. Наиболее распространение причины возникновения такого рода барьера:

не учет мотивов поведения учащегося, а нередко и приписывание ему таких мотивов, которых в действительности у учащегося не было.

Педагог объективно прав, но учащийся не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения.

Б) Смысловой барьер по отношению к конкретному требованию. Основной причиной является безрезультатное повторение одних и тех же требований, которые как правило становятся привычными и учащиеся перестают их воспринимать. Как правило, это случается с теми требованиями, смысл которых различен для педагога и учащегося.

Две типичные ошибки, которые делают проблематичным взаимоотношение между педагогом и учащимся :

педагог в обращении ориентирован на себя, а не на учащегося

педагог невнимательно слушает.

Конфликт.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. п. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

ситуации (конфликты) поведения (поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Ситуации и конфликты деятельности.

Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Ситуации и конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вырваться совершенно разными мотивами.

Учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда и стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.

Ситуации и конфликты отношений.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

Условия оптимизации педагогического взаимодействия.

Психологи, занимающиеся исследованиями проблем обеспечения условий эффективного взаимодействия, сформулировали ряд требований к личностным качествам взаимодействующих людей:

• Если педагог не способен исключить неприязнь из своего отношения к личности учащегося, ему следует отказаться от роли воспитателя.

• Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним.

• Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащихся. Необходимо так вести себя с учащимися, чтобы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.

• Давать понять учащемуся, что педагог, как и любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойства, огорчения, обиды. При этом эти состояния не обязательно могут быть связаны с учащимися.

• Учится не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить иметь ему свое мнение, свои пристрастия, ценности и особенности.

• Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность, даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады.

• Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося. Принимать его индивидуальность во всех ее проявлениях.

• Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но и напротив, усиливают многие дефекты личности учащегося.

• Развивать в себе способность воспринимать учащегося как постоянно изменяющуюся и развивающуюся личность.

Эффективное поведение учителя в конфликте :

• научиться акцентировать внимание на поступках, поведении, а не на личности ученика; учитель должен быть твердым и в тоже время доброжелательным.

• обратить внимание на свои негативные эмоции

• не усиливать напряжение; учитель ошибается, когда в ответ на выходку учащегося делает следующее: повышает голос, оставляет за собой последнее слово за собой, начинает кричать, использовать сарказм, использует физическую силу и т. д.

• обсудить поступок позже

• надо позволить ученику «сохранить лицо»

• надо демонстрировать модели не агрессивного поведения.

Пути разрешения конфликтов в учебно-воспитательном процессе

Задачи общего психического и личностного развития ребенка требуют понимания взрослыми закономерностей возникновения и характера протекания межличностных конфликтов в каждом возрастном периоде. Психологическая информация о ребенке, которой взрослый может пользоваться для построения взаимодействия с ним, включает в себя знание происхождения конфликта, его проявлений, последствий и места конфликта в переживаниях ребенка в настоящее время.

Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации, и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем и в том и в другом случаях возможно двоякое разрешение конфликта : частичное, когда исключается только конфликтное поведение и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на уровне внутреннего состояния. В последнем случае предполагается, что конфликт должен быть разрешен на трех уровнях : социальном (снят объект конфликта, межличностном и нервно-психическом.

Необходимо стремиться к такому положительному разрешению конфликта, чтобы в нем имели место все эти уровни.

Публикации по теме:

Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиФоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельности Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиВоспитатель: Симонова Л. А. В нашу жизнь вошло новое слова, ситуация.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Презентация «Научная концепция педагогической деятельности»Презентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.

Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков «Мы — разные» Пояснительная запискаВ современном обществе повышается внимание к проблемам конфликтов, которые возникают не только внутри семейных отношений,.

Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Минченко Н. В. за 2018–2019 учебный год Общая характеристика группы. В старшей группе на начало учебного года - 6 мальчиков. По решению.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности
Опубликовано: 7 августа 2022 в 09:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД