Паврозник Наталья Григорьевна
Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликты являются неотъемлемой частью общения, но от человека зависит, приведут ли эти конфликты к развитию личности и отношений или будут нести разрушение. Особенно важна проблема профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности, поскольку от поведения педагога зависит воспитание и развитие личности ребенка.
Публикация «Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в педагогической деятельности» размещена в разделах
Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учениками, учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее. Возникающие противоречия рано или поздно выливаются в конфликты, которые могут стать причиной деструктивных изменений или основой для конструктивных изменений как в личности участников, так и в педагогическом процессе.
В линии конфликтов – «учитель - ученик» - конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояние участвующих сторон. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся. При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует в конфликте учитель. Это, прежде всего, само учение как основная деятельность учащегося и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т. д.
Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности учащихся.
Для профилактики конфликтной ситуации учителю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения :
Правило № 1: «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком учеников видеть только отрицательные мотивы».
Правило № 2: «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета».
Правило № 3: «Ученика можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».
Правило № 4: «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении».
Правило № 5: «Совместная деятельность сближает людей и повышает авторитет учителя (если она хорошо организована)».
С целью профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в 2015 году мною было начато исследование в 9 Б классе, где я являюсь классным руководителем.
Исследование включает три этапа:
Констатирующий: оценка психологического климата в классе; выявление уровня конфликтности и возможности конфликтных ситуаций методом анонимного тестирования.
Формирующий: улучшение психологического климата в классе и снижение уровня конфликтности, как под влиянием общих фоновых событий, так и под влиянием проводимых мероприятий. В классе был проведен опрос с целью выявления потенциальных конфликтующих сторон и причин конфликтных ситуаций.
Контрольный: выявление изменений психологического климата в классе и уровня конфликтности по методике К. Томаса и Н. В. Гришиной «Предрасположение личности к конфликтному поведению».
Анализ констатирующего и формирующего этапов эксперимента
Оценка психологического климата в классе
благоприятен не благоприятен затрудняюсь ответить
Оценка наиболее частых конфликтных ситуаций
Комментируя наиболее часто возникающие конфликтные ситуации, учащиеся выделили следующие причины:
конфликты с родителями :
неуспеваемость;
нереализованные потребности;
гиперопека родителей и т. д.
конфликты между учащимися :
различие в материальном и социальном положении;
борьба за лидерство;
неумение общаться со сверстниками и т. д.
конфликты с учителями :
большой поток информации;
излишняя требовательность;
необъективность при оценке знаний;
не всегда понятны объяснения.
Проведенное исследование позволило выявить общие причины конфликтных ситуаций :
Первая состоит в отсутствии взаимопонимания, а вторая - в отсутствии согласия учащегося с позицией педагога (конфликт).
Взаимопонимание.
Нарушения взаимопонимания в межличностном взаимодействии учителя и ученика могут происходить по причине смыслового барьера.
Возникновение смыслового барьера можно рассматривать как признак отсутствия внимания и индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
А) Смысловой барьер по отношению к конкретному педагогу, возникнув однажды, проявляется уже независимо от того, какое требование предъявляет данный педагог к учащемуся. Наиболее распространение причины возникновения такого рода барьера:
не учет мотивов поведения учащегося, а нередко и приписывание ему таких мотивов, которых в действительности у учащегося не было.
Педагог объективно прав, но учащийся не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения.
Б) Смысловой барьер по отношению к конкретному требованию. Основной причиной является безрезультатное повторение одних и тех же требований, которые как правило становятся привычными и учащиеся перестают их воспринимать. Как правило, это случается с теми требованиями, смысл которых различен для педагога и учащегося.
Две типичные ошибки, которые делают проблематичным взаимоотношение между педагогом и учащимся :
• педагог в обращении ориентирован на себя, а не на учащегося
• педагог невнимательно слушает.
Конфликт.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. п. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Виды педагогических ситуаций и конфликтов.
• ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
• ситуации (конфликты) поведения (поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
• ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Ситуации и конфликты деятельности.
Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.
Ситуации и конфликты поступков.
Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вырваться совершенно разными мотивами.
Учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда и стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.
Ситуации и конфликты отношений.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.
Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.
Условия оптимизации педагогического взаимодействия.
Психологи, занимающиеся исследованиями проблем обеспечения условий эффективного взаимодействия, сформулировали ряд требований к личностным качествам взаимодействующих людей:
• Если педагог не способен исключить неприязнь из своего отношения к личности учащегося, ему следует отказаться от роли воспитателя.
• Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним.
• Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащихся. Необходимо так вести себя с учащимися, чтобы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.
• Давать понять учащемуся, что педагог, как и любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойства, огорчения, обиды. При этом эти состояния не обязательно могут быть связаны с учащимися.
• Учится не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить иметь ему свое мнение, свои пристрастия, ценности и особенности.
• Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность, даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады.
• Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося. Принимать его индивидуальность во всех ее проявлениях.
• Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но и напротив, усиливают многие дефекты личности учащегося.
• Развивать в себе способность воспринимать учащегося как постоянно изменяющуюся и развивающуюся личность.
Эффективное поведение учителя в конфликте :
• научиться акцентировать внимание на поступках, поведении, а не на личности ученика; учитель должен быть твердым и в тоже время доброжелательным.
• обратить внимание на свои негативные эмоции
• не усиливать напряжение; учитель ошибается, когда в ответ на выходку учащегося делает следующее: повышает голос, оставляет за собой последнее слово за собой, начинает кричать, использовать сарказм, использует физическую силу и т. д.
• обсудить поступок позже
• надо позволить ученику «сохранить лицо»
• надо демонстрировать модели не агрессивного поведения.
Пути разрешения конфликтов в учебно-воспитательном процессе
Задачи общего психического и личностного развития ребенка требуют понимания взрослыми закономерностей возникновения и характера протекания межличностных конфликтов в каждом возрастном периоде. Психологическая информация о ребенке, которой взрослый может пользоваться для построения взаимодействия с ним, включает в себя знание происхождения конфликта, его проявлений, последствий и места конфликта в переживаниях ребенка в настоящее время.
Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации, и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем и в том и в другом случаях возможно двоякое разрешение конфликта : частичное, когда исключается только конфликтное поведение и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на уровне внутреннего состояния. В последнем случае предполагается, что конфликт должен быть разрешен на трех уровнях : социальном (снят объект конфликта, межличностном и нервно-психическом.
Необходимо стремиться к такому положительному разрешению конфликта, чтобы в нем имели место все эти уровни.