Приложение МААМ

Программа социально-педагогической направленности «Любознайки»

Валентина Ашканова
Программа социально-педагогической направленности «Любознайки»
▼ Скачать + Заказать документы

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.1. 1 Информационные материалы и литература: рабочая программа «Любознайки» разработана на основе методического пособия «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с. и «Речевое развитие детей 5-7 лет» Гризик Т. И. - М. : Просвещение, 2015.,

Публикация «Программа социально-педагогической направленности „Любознайки“» размещена в разделах

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);

При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались нормативные документы:

- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года №09-3242);

- методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки России «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 года №09-3564);

Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Обучение ведётся на русском языке.

Направленность программы :

Рабочая программа «Любознайки» направлена и ориентирована на развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Программа реализуется в кружке «Любознайки».

1.1.2 Актуальность программы

Актуальность программы связана с низким уровнем общеречевого развития детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду. Развитие речи – это целенаправленный, систематический процесс.

1.1.3 Отличительные особенности программы

Основой перспективного и календарного планирования в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации занятий группах, обеспечивает

интеграцию специалистов и педагогов в группах, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов.

Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания. В программе «Любознайки» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

-игры с мелкими предметами;

-шнуровки;

-изображения пальчиками предметов;

-графические упражнения.

Программа основана на следующих принципах.

Педагогические принципы построения программы :

- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом

возможностей ребенка);

- систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.

- наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.

- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Новизна программы заключается в создании условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

1.1.4 Адресат программы

Рабочая программа «Любознайки» адресована детям 5 – 7 лет, поэтому разрабатывалась с учетом характерных особенностей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Характеристика особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет

1.1.5 Срок освоения программы Рабочая программа «Любознайки» рассчитана на 2 года обучения, или 18 месяцев.

Форма обучения – очная

За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность. Обучение по данной программе предполагает использование различных форм, методов и средств, с помощью которых реализуется программа.

Формы организации педагогического процесса:

- специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;

- совместная деятельность взрослого с детьми;

- самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей невозможна без соответствующей среды развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно – развивающую среду;

- работа с книгой;

- использование новых технологий.

Основные методы, используемые при реализации программы :

- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания…

- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;

- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.

Для успешной реализации Программы необходимо :

1. Систематически проводить занятия с детьми.

2. Создать развивающую и эмоционально комфортную среду.

1.1.6 Виды занятий

Занятия по программе «Любознайки» проводятся с подгруппой и индивидуально, в форме кружковых занятий, бесед, игровых тренингов, конкурсов, соревнований и. др.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Для осуществления образовательного процесса используются различные методы обучения:

Основные методы, используемые при реализации программы :

- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ презентаций, показ образца задания…

- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;

- словесные – рассказы педагога, рассказы детей, чтение художественной литературы.

Для успешной реализации Программы необходимо :

1. Систематически проводить занятия с детьми.

2. Создать развивающую и эмоционально комфортную среду.

1.1.7 Режим занятий

Программа реализуется в течение двух лет. Образовательная деятельность проводится во второй половине один раз в неделю по 20-25минут дети 5-6 лет, 25-30 минут 6-7 лет.

1.2 Цель и задачи программы :

1.0 Цель программы : Создание благоприятных условий в области речевого развития ребенка для полноценного владение речью, как средством общения и культуры речи.

Задачи:

Образовательной деятельности речевого развития:

В области речевого развития ребенка основными является создание условий для:

- владения речью как средством общения и культуры;

- обогащения активного словаря;

- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развития речевого творчества;

- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;

-воспитывать культуру речи;

-воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Направления образовательной области «Речевое развитие» :

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- подготовка к обучению грамоте;

- знакомство с детской литературой.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Объём программы :

Обучающие занятия начинаются с октября и заканчиваются в мае;

Количество часов в год составляет для первого года обучения – 32 часа, для второго года обучения 32, всего по программе - 64 часов;

Продолжительность занятий и перерыв между ними, согласно санитарно – гигиенических требований к организации образовательного процесса составляет: 20-30 мин. - занятие, 10 мин. – перерыв;

Занятия проводятся на первом году обучения - 1 раза в неделю по 20-25 минут, на втором году обучения -1 раза в неделю по 25-30 минут;

1.3.2 Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, умений по разделу речевое развитие детей 5-7 лет:

1.3.3 Планируемый результат

Дети должны знать и уметь:

речевое развитие

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок

эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;

ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части

тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;

не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках;

называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные «2» и «5» с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений

1.3.4 Формой подведения итогов реализации программы является :

• открытые занятия для родителей.

• участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.

• открытые занятия для педагогов.

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1 Учебный план рабочей программы «Любознайки»

Учебный план первого года обучения

Учебный план второй года обучения

2.2 Календарный учебный график рабочей

программы «Любознайки»

Календарный учебный график 1 год обучения

Раздел/месяц октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май

Календарный учебный график 2 год обучения

Раздел/месяц октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май

2.3 Оценочные материалы

Основными формами подведения итогов реализации программы являются участие обучающихся в конкурсах на уровне учреждения, города, района, области, России.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка, в процессе которого вырабатывается определенная система контроля успехов и достижений детей.

Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Любознайки» проводятся следующие виды контроля: текущий контроль, итоговая аттестация.

Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.

Формы проведения аттестации: игры и упражнения по развитию и технике речи. Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (прилагаются) с учётом программы детской речевой студии. Итоговая аттестация обучающихся по программе проводится в конце прохождения программы «Любознайки» Итоговая аттестация проводится в следующих формах: развлечение.

2.4 Методические материалы.

Формы, методы и средства обучения

Программа дополнительного образования «Любознайки» Формы и методы

Игровые занятия.

Дидактические игры.

Индивидуальная работа.

Беседа.

Показ.

Заучивание скороговорок

Упражнения на развитие дикции

Театральные этюды.

Слушание сказок в аудиозаписи

Просмотр фрагментов детских спектаклей

Обсуждение средств выразительности (мимика, жесты, интонация голоса)

Виртуальная экскурсия в театр.

Открытые занятия для родителей (1-2 раза в год)

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе, на решение главной задачи — совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности

Программа основывается на принципах:

- принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;

- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;

- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого

развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему.

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

Основные формы работы:

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

В каждом занятии прослеживаются следующие части:

• теоретическая;

• практическая; игровая

Основные направления программы :

Методы обучения, используемые в программе.

2. 5 Дидактические пособия: (перечень)

Дидактические игры:

Картотеки игр и упражнений на лексические темы Картотеки мнемотаблиц; Подбор картинного материала по темам; Презентации по лексическим темам; Картотеки скороговорок и чистоговорок; Картотеки игр для развития фонематического слуха; Картотеки игр на развитие коммуникативных качеств; Картотеки игр (паззлы, домино) для работы над звуком (гласным, согласным);

Методическое обеспечение:

Конспекты занятий

3. ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

3.1 Условия

Рабочая программа «Любознайки», представляет собой программу, направленную на занятость ребенка после основной образовательной деятельности. Направлена на развитие игрового поведения детей, формирования элементарных грамматических умений и навыков, общаться со сверстниками, взрослыми людьми,

Для реализации программы используются следующие помещения: Групповая ячейка «Сенсорная комната» - 72 кв. м.,

Режим работы 16.00-16-30 ч.

Продолжительность - 20 - 25 мин., 25-30 мин.

День недели: среда

Количество обучающихся в группе 15 - человек.

Возраст детей от 5 до 7 лет.

Внутренняя отделка помещений:

Группа - стены окрашены акриловой влагостойкой краской светлых тонов, потолки покрыты влагостойкой акриловой краской, полы покрыты линолеумом.

Естественное, искусственное освещение: основные помещения обеспеченны естественным освещением (4 трехстворчатых окна, в качестве солнцезащитных средств используется жалюзи. Искусственное освещение выполнено светильниками со светодиодными лампами (8 потолочных светильников, люминесцентными светильниками.

Вспомогательные помещения:

Санузел – 5,4 кв. м. отделан плиткой, покрашен акриловой влагостойкой краской, полы покрыты плиткой, унитаз – 1 шт., умывальник – 2 шт. с горячей и холодной водой.

Производственное, технологическое иное имущество (перечислить, его достаточность и инженерно – техническое состояние: для дополнительных общеразвивающих программ имеется следующее оборудование:

Основное оборудование: стол для педагога – 1 шт., стул большой – 1 шт., шкафы для методической литературы – 4 шт., тумбочки – для дидактических игр, раздаточного материала – 2 шт., стулья детские – 26 шт., столы детские – 6 шт., мягкий ковер, большой аквариум с живыми рыбами, живые цветы, Средства ТСО: ноутбук, проектор – 2 шт., интерактивная доска, колонки.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

План-программа познавательно-речевой направленности «Почемучки» План программа:Направление:познавательно - речевое Название: «Почемучки». Возраст детей: 5 -7 лет. Количество часов: 48 часов. Курс обучения:.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа социально-педагогической направленности «Любознайки»
Опубликовано: 3 августа 2022 в 08:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа социально-педагогической направленности «Любознайки»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ашканова (УИ 345949) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД