Лучший педагог года

«Путешествие в пустыню Сахара». Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики

Чекасина Наталья
«Путешествие в пустыню Сахара». Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики

Цель: дать детям элементарные представления об условиях жизни живой и неживой природы в жарком климате.

Задачи: познакомить с условиями приспособления к жизни в пустыне животных и растений посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Расширить знания детей о свойствах песка: сыпучесть, способность пропускать воду.

Развивать любознательность, интерес к экспериментированию, умение находить ответ опытным путём. Воспитывать бережное отношение к животным.

Публикация «„Путешествие в пустыню Сахара“, Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики» размещена в разделах

Методические приё мы: проблемная ситуация, вопросы, экспериментальная деятельность детей, практические действия, дидактическое упражнение, рассказ воспитателя.

Оборудование: контейнеры с водой, песком, палочки, бруски, губки, салфетки, стаканы с водой, соломинки, настольная лампа, кусочки меха, разрезные картинки с изображением Африки, картинки с животными и растениями, схема «Как приспосабливаются растения в пустыне к засушливому климату», плоскостное изображение пустыни Сахара.

Вед: ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, от нашего знакомого профессора Чудакова:

Послушайте его.

На планете Земля есть «Великое пустынное место», там очень жаркий и сухой климат и много-много песка. Прошу вас заняться исследовательской работой и помочь мне выяснить:

1. Как называется это «Великое пустынное место».

2. Где оно находится?

3. Что происходит с песком при сильном ветре?

4. Почему там после дождей воды не остается?

5. Есть ли там животные?

6. Если есть, то, как они в таких условиях могут выжить?

Заранее благодарю вас!

Профессор Чудаков.

Ну что, попробуем помочь?

Восп: дети, а как вы думаете, что это за место такое пустынное? (от каких слов произошло «пустынное»?

Дети: это место, где ничего нет.

Восп: да, ребята, слово пустыня произошло от слов пусто, пустынное.

А, как вы думаете, что означает «великое пустынное место»?

Дети: это значит большое место.

Восп: получается речь идет о большом пустом месте! Что это за место такое?

Дети: пустыня.

Восп: посмотрите, профессор прислал какую-то головоломку (разрезная картинка «Африка»)

Восп: что же у вас получилось?

Дети: Африка, материк.

Восп: посмотрите на материк, на нем много желтого цвета.

Что это означает?

Дети: это песок, земля.

Восп: давайте, прочитаем название пустыни.

Дети: Сахара

Восп: так, где же находится самое великое пустынное место?

Дети: в Африке, в пустыне Сахара.

Восп: вот мы и нашли ответ на первый и второй вопрос Профессора Чудакова!

(дети и воспитатель подходят к контейнеру с песком. Надпись на шпажке «Пустыня Сахара», внутри животные, оазис).

Восп: ребята, а как вы думаете, на что похожа пустыня? (слайд пустыни)

Дети: на море, видно волны.

Восп: правильно, ребята пустыня похожа на огромное песчаное море (на море есть волны, а в пустыне неподвижные волны – барханы).

Восп: как вы думаете, каким образом они возникают?

Дети: когда начинает дуть ветер, это зыбучие пески, это от дождя.

Восп: давайте проверим одно из наших предположение, что именно ветер создает такие узоры на песке. Проходите к столу с песком.

Опыт№ 1 «Почему возникает песчаная буря?»

Прежде чем, приступить к опыту, давайте научимся правильно дышать, делаем глубокой вдох – носом, выдыхаем ртом.

Вы знаете, что ветер бывает разным, каким?

Возьмите трубочку, подуйте в нее на песок. Что произошло с песком? Почему песок зашевелился? Так почему возникает песчаная буря?

Дети: сильный ветер поднимает песок, поэтому возникает песчаная буря. (слайд с бурей)

Восп: дожди в пустыне бывают очень редко.

Ребята, а как вы думаете, после дождей в пустыне лужи остаются?

Дети: бывают, но редко.

Опыт№2 «Что происходит с водой в пустыне

Восп: дети, возьмите стакан с водой, вылейте ее в контейнер с песком.

Что же случилось с водою?

Остаются лужи в пустыне?

Почему?

Дети: вода просачивается через песчинки и уходит вниз, поэтому после дождей, в пустыне воды не остается.

Восп: молодцы, ребята! Вы получили ответы на 3 и 4 вопрос профессора Чудакова.

Продолжаем наше путешествие.

Игра «Засели пустыню»

Восп: в пустыне может показаться, что никто не живет и ничего не растет, но это совсем не так. Посмотрите на картинки у меня в коробочке и определите, какие животные живут в пустыне, какие растения там растут. Выберите по одной картинке и примагнитьте к доске.

Восп: почему этих животных вы не заселили? Что общего у всех этих животных?

Дети: окрас, общее то, что скорпион ядовитый и змея, общее то, что ящерица и змеи охлаждаются в песке.

Восп: дети, как вы думаете, как растения выживают в жарком климате пустыни?

Дети: они приспосабливаются.

Восп: давайте, проверим, как стебли растений умеют запасать воду.

Опыт №3 «Запасливые стебли»

Восп: представьте, что брусок и губка - это стебли растений. Мы опустим их в две емкости с одинаковым количеством воды. Опустим в первую емкость стебель (брусок, а во вторую стебель (губку).

Восп: посмотрите, что происходит? Почему? Какой стебель у растений в пустыне? Почему?

Дети: стебли копят воду как губка.

Восп: правильно, ребята. Обратите внимание на всем вам знакомый Кактус. Где ж у него листья?

Дети: у него нет листьев, у него колючки.

Восп: я вам открою секрет, что колючки – это бывшие листики, которые приспособились к палящему солнцу.

Восп: посмотрите у меня в руках солнышко-фонарь. Возьмите себе листики из бумаги. Как вы, думаете, каким должен стать листик, чтоб спастись от прямых солнечных лучей?

Дети: можно листики скрутить в иголки, можно листочки скрутить.

Восп: вы правы, некоторые листочки приспособились к солнцу и превратились либо в иголочки, либо свернулись.

Восп: многих животных вы заселили в пустыню, но забыли самого сильного и выносливого. Возьмите каждый по детали и схему. Подойдите к магнитной доске.

Получился у нас Верблюд, его еще называют «кораблем пустыни»(слайды)

Как вы думаете почему?

Дети: он как - будто плывет по песку.

Восп: дети, а почему верблюд может выжить в пустыне?

Дети: у него запас воды есть в горбах.

Восп: у верблюда густая шерсть.

Как вы, думаете, ему жарко в пустыне?

Дети: да, ему жарко.

Опыт №4 «Почему верблюду не жарко в пустыне

Восп: представьте, что грелка - горячее солнце, поднесите ладошку.

Что вы почувствовали?

Дети: очень жарко рукам.

Восп: положите кусок меха на ладошку, я снова положу вам грелку. Что чувствуете?

Дети: сейчас не чувствуется тепло.

Восп: какой можно сделать вывод…

Дети: шерсть защищает верблюда от жары.

Восп: песок в пустыне такой горячий, можно даже сварить яйцо. Как же верблюду удается отдыхать на песке и не обжигаться?

Дети: может у него кожа толстая.

Восп: ребята, у верблюда и на груди, и на коленях твердые мозоли они защищают его от горячего песка, когда он ложится отдыхать.

Восп: как вы, думаете, легко ли верблюду шагать по песку?

Дети: ему трудно идти по песку, ноги проваливаются.

Опыт№ 5 «Легко ли верблюду шагать по песку?»

Восп: дети, возьмите палочку и ее острым концом пошагайте по песку. Что происходит? Почему? А теперь поверните другим концом и «походите» по песку. Палочка проваливается в песок?

Дети: да, палочка с тонким концом проваливается. А палочка с плоским основанием не тонет в песке.

Восп: так легко ли верблюду шагать по песку?

Почему?

Дети: ему легко, потому что ступня плоская и «пружинит».

Восп: правильно, ребята в природе нет ничего случайного, поэтому копыта у верблюда плоские и широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.

Восп: в народе говорят: “Верблюд поит, кормит, одевает”. Как вы понимаете это выражение? (высказывания детей)

Восп: верблюдица даёт до 15 л густого жирного молока в день. Каждый год со взрослого верблюда снимают около 12 кг тончайшей длинной шерсти. Из шкуры верблюда изготовляют прочную кожу для. Верблюд поит, кормит, одевает человека да ещё перевозит по любому бездорожью.

Восп: густая шерсть защищает верблюда от перегрева, а как же быть с ящерицами? Какие у вас предположения?

Дети: ящерицы зарываются в песок и охлаждаются, они окунаются в воду.

Восп: в пустыне не часто встретишь оазис с водой. Как же быть?

Опыт №6 «Как охлаждаются ящерицы?»

(для опыта распылитель воды)

Прыснуть детям на руку водой. Попросить сделать взмахи. Что вы чувствуйте?

Дети: холодок.

Восп: у ящериц и змей есть специальные железы, которые выделяют жидкость, тем самым смазывает тело животного. Даже если нет по близости воды, удается охладиться.

(обратить внимание детей на оазис, верблюды пьют воду)

Восп: в пустыне есть удивительное место, которое называется оазис.

Восп: как бы вы описали оазис, какими словами?

Дети: оазис – это островок пустыни, где есть небольшие озера. Около оазисов растут финиковые пальмы, цветы. Трава, живут люди и животные. Здесь можно отдохнуть от жары, попить воды.

Восп: давайте и мы попьем воды и немного отдохнем на берегу озера.

Звучит аудиозапись «Спокойная вода» (дети пьют воду)

Восп: ребята на все вопросы Чудакова мы ответили.

Давайте отправим письмо с фотографиями, профессору по электронной почте, из которого он сможет получить ответы на свои вопросы.

Воспитатель фотографирует детей и снимает детей на камеру, чтобы видеоролики отправить профессору.

О чем бы вы рассказали? Что больше всего вам запомнилось

По очереди…

Отправляем сообщение

Дети, смотрите, профессор нам прислал письмо.

Дорогие ребята! Спасибо вам за проделанную исследовательскую работу. Я получил ответы на все свои вопросы, вы мне очень помогли. Высылаю вам интересные раскраски с животными пустыни и волшебные палочки, которые будут вам напоминать о нашей встрече.

Профессор Чудаков.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас» Воспитанница: Пестунова Мария МБДОУ д/с «Жаворонок» Воспитатели: Мукаева Мария Валерьевна, Романова Светлана Анатольевна Родитель: Пестунова.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с малышами»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с малышами» Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников одна из важнейших задач современного образования в рамках федеральных.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".

Опытно-экспериментальная деятельность «Хлеб да каша»Опытно-экспериментальная деятельность «Хлеб да каша» Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни,.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группеОпытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе Дети дошкольного возраста – это пытливые исследователи, чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше информации воспринимает.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Воспитатель – Лапшина Л. Е. Цель: формирование у детей познавательной активности,.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный магнит» Предметное направлении: физика. Старшая возрастная группа. Краткое описание работы: Мотив выбора темы: Камешек, принесенный одним ребенком.

Проект «Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Яблонька» Проект «Опытно – экспериментальная деятельность.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в пустыню Сахара». Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики
Опубликовано: 16 марта 2017 в 15:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД