Получи документы

«Путешествие в русскую горницу». Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы

Светлана Шведова
«Путешествие в русскую горницу». Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы

Цель: расширить представление о социокультурных ценностях, быта и творчества русского народа.

Задачи:

вызвать интерес на совместную продуктивную деятельность и усвоению воспитанниками норм ценностей быта и творчества нашего народа.

Оборудование для педагога: кукла в пеленке, люлька, русская печь, чугунок, ухват, рушник, сундук, дрова, для оформления горницы (коврики в русском стиле, ложки деревянные, самовар, аудиозаписи народных песен, домик.

Публикация «„Путешествие в русскую горницу“, Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы» размещена в разделах

Оборудование для воспитанников: скамейки, ленты (мальчикам для пояса, девочкам на голову, ложки деревянные по количеству детей для росписи, деревянные расписные ложки, краска красная, зеленая, емкость для краски, влажные салфетки.

Предварительная работа:

Провели беседы по темам: «Русский народный костюм», «Русская изба».

Знакомились с пословицами, поговорками, прибаутками, загадками о русском народном быте.

Просматривали презентацию «История жилища».

Читали русские народные сказки, стихотворения А. Богомазова «Как будто вернулся в детство я», Л. Мея «В низенькой светелке со створчатым окном».

Играли в сюжетно-ролевые игры «Встречаем гостей», «В гостях у Марьюшки и Иванушки»; дидактические игры «Предметное лото», «Предметы быта русского народа»; русские народные игры: «Горелки», «Вставай, вставай Иванушка», «Лиса и зайцы».

Изготовили посуду из белой глины, расписали изделия росписью «Гжель».

Плели коврики из цветной бумаги.

Рисовали на тему «Дымковская барышня».

Изготовили макет «Русская изба»

Создали мини-музей «Русская горница»

Методы: наглядный, словесный, практический. сюрпризный момент, элементы новизны, игровая задача.

Содержание НОД

Воспитатель входит в группу в русском народном костюме «Сударушка».

-Ребята, посмотрите какой красивый наряд я сегодня надела. Вам он нравится? (ответ детей). Это праздничный, русский народный костюм.

Когда-то, давным – давно, ваши прабабушки и прадедушки носили такие наряды. Давайте и вас нарядим, в старину девушки носили ленточки, как головной убор, а парни подпоясывались кушаком. (Пока девочки подвязывают ленточки, а мальчики кушаки, воспитатель ведет беседу)

Воспитатель: Наши прадедушки и прабабушки жили в избах.

Как вы думаете, что такое изба? (дом)

Для чего нам нужен дом? (можно спрятаться от холода и непогоды, диких зверей).

Из чего построены ваши дома? (камней, кирпичей)

А вот избу делали из бревен, которые складывали, друг на друга с таким умением, что они держались плотно между собой. Народные умельцы строили избы без пил и гвоздей. И называли их срубами, потому что рубили топорами.

Вот и в старину, люди строили себе избы, что бы можно было спрятаться от дождя и снега, отдохнуть после тяжелой работы, погреться у огня.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие. В горницу русской избы. Что такое горница? (комната русской избы)

Увидите, как в старину жили люди на Руси, и какими предметами быта пользовались.

А поможет нам туда отправиться волшебный клубочек.

Ты катись, катись клубок

За овражком на восток

Только сильно не спеши

Путь дорожку укажи.

Ребята давайте поспешим за клубочком музыка «В гостях у сказки»

(дети под музыку идут за клубком, к избе)

Вот и привел нас волшебный клубочек в горницу старинной русской избы. В избе, главной комнатой была - горница. В ней мы с вами сейчас и находимся.

Посмотрите, как красиво, уютно в нашей горнице! Раньше стульев не было, а были лавки. Вот такие (показываю)

Проходите, садитесь на лавки. Я вам, хочу, расскажу об одном очень важном месте в горнице.

Это место называли «Красным углом».

«Красный» означало «красивый», «хороший», «светлый». Там у верующих крестьян всегда стояли иконы. Входящий в дом гость, обязательно, снимал шапку и крестился на икону, а затем кланялся, приветствуя хозяина. Красный уголок, держали всегда в чистоте и порядке, в нем каждый день совершались моления. Вот и у нас в нашей горнице есть такой уголок (показываю). Он украшен рушником, здесь висит иконка.

Как вы думаете, что еще в русской избе было самым важным! (ответ детей)

Печь - это сердце дома. Для чего нужна печь?

Она кормила семью, обогревала дом. На ней спали, сушили одежду.

Печь – это деревенская кормилица.

Что готовили хозяюшки, в русской печи? (ответы) щи, кашу, картошку, пироги и хлеб.

В чем, готовят ваши мамы еду? (ответ детей)

Раньше кастрюль не было и еду готовили вот в таких чугунках. По весу он очень тяжелый, т. к. сделан из особого металла (чугуна, который мог выдержать любой огонь. Голыми руками чугунок из раскаленной печи не вытащишь.) И тут нашим хозяюшкам помогал ухват. (Показываю). С его помощью она ставила в печь и доставала из нее чугунок. Я что бы можно было приготовить в печке еду, ее надо было топить.

Интересно, чем топили печь? (дровами). Ой, ребята — вот только дров возле нашей печи, маловато. Давайте напилим, дров для печи

Физминутка

За дровами мы идём (ходьба на месте)

И пилу с собой несём (правая рука за спину вверх)

Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)

Дети садятся на лавочки.

Много дров вы напилили. Теперь можно и печь растопить. (закидываю дрова в печь)

Молодцы ребята! Хороших дров напилили.

Дров напилили, печь затопили, пора и отдохнуть, как говорили в старину «Делу время, а потехе час».

Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

Предлагаю завести веселый хоровод!

(Раздается плач)

Ой, кажется, кто-то плачет. Как вы думаете, кто там плачет?

Ребята, а что это такое? (люлька, колыбелька, кроватка)

В старину в такой колыбельке качали малышей и пели им колыбельные песни. А вам мамы поют колыбельные песни? (ответы детей)

Давайте вместе споем Ванечке колыбельную песенку. (поем вместе, тихо)

Баю, баю баю, бай.

Спи Ванюша засыпай

Темна ноченька не спиться

Мой Ванюшенька боится

Ты собаченька не лай

И Ванюшу не пугай.

Вот молодцы! Помогли мне Ванечку укачать. Пока он спит, я вам хочу показать еще кое- что. Что это. Посмотрите, какие они красивые, да расписные.

Какие на них узоры.

Из чего они сделаны?

Значит они какие?

Раньше у каждого члена семьи была своя ложка. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Ребята, раньше люди все делали своими руками, шили себе одежду, делали из глины кувшины, народные умельцы вырезали из дерева посуду и расписывали ее.

И сейчас мы с вами побудем в роли народных умельцев, распишем вот такие ложки.

(дети садятся за столы)

Ребята посмотрите, как, я уже расписала свою ложку. (показываю несколько образцов).

Что на ней нарисовано? (ягоды, листочки)

Кто знает, как называются эти ягоды? (Рябина)

Расписывать будем вот такими ватными палочками кисточками. (показываю). Обмакнули палочку в краску, только не сильно и прижимаете к ложке. Вот какая красивая ягодка у нас получается и так делаете остальные (после того как все, все сделали)

Дадим возможность высохнуть нашим ложкам, чтобы потом покрыть лаком.

Рефлексия.

Какие у нас получились ложки?

Ребята вам понравилось наше путешествие?

А что вам понравилось?

Что вы запомнили? Что мы делали?

Физминутка (с ложками)

А пока мы свами тут работали да ложки расписывали, в печи для вас что приготовилось. Ведь не зря вы дрова рубили, да печь топили. (достаю каравай) Какой румяный, да ароматный.

Ребята, что может означать слово- Хлебосольство (Ответы детей).

Хлебосольство – это одна из традиций русского народа.

В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)

Я предлагаю угостить наших гостей румяным и ароматным караваем.

Вот и подошло к концу наше путешествие и вам пора отправляться в группу, пробовать каравай. (прощаются с гостями и уходят)

Публикации по теме:

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказке «Дюймовочка»Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказке «Дюймовочка» Цель: Показать уровень сформированности умений навыков, приобретенных в течение учебного года. Задачи: Образовательные: Закрепить знание.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка»Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка» Приоритетная образовательная область: Художественно- эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Образовательные задачи: продолжать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие по городу» с детьми средней группы Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: 1. Расширять представления детей о Правилах дорожного движения для.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группеКонспект непосредственной образовательной деятельности «Театральная мастерская» в подготовительной группе Конспект непосредственной образовательной деятельности По художественному творчеству (ручной труд) В подготовительной группе №6 «Улыбка».

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие в мир природы»Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие в мир природы» Цель: Формирование у детей основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром. В процессе детского экспериментирования.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для второй младшей группы «Поможем друзьям ёжикам» Цель: использование игровых упражнений с мелкой моторикой для формирования математических представлений. Задачи: 1. воспитательные: воспитывать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе «Школа пешеходных наук»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе «Школа пешеходных наук» Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по ПДД в подготовительной группе Тема «Школа пешеходных наук» Цель: Формировать.

План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе (образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в русскую горницу». Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы
Опубликовано: 18 октября 2021 в 13:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД