Папки-передвижки

Программа саморазвития учителя-логопеда по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»

Инна Куфтова
Программа саморазвития учителя-логопеда по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

профессионально-личностного саморазвития учителя-логопеда

МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»

Куфтовой Инны Андреевны

на 2014-15 учебный год на тему:

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Актуальность

Публикация «Программа саморазвития учителя-логопеда по теме „Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи“» размещена в разделах

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:

М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

• Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

• Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Цель:

Обобщить опыт работы по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Задачи:

Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

Пополнить развивающую среду логопедического кабинета.

Предполагаемые результаты:

Изучена и систематизирована учебная, справочная, научно-методическая литература по вопросу развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи.

Разработан план проведения родительских собраний и консультаций для родителей по данной теме.

Развивающая среда логопедического кабинета пополнена дидактическими пособиями для развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи.

Перспективный план работы

Раздел плана Форма работы Практические выходы Отчет о выполнении

Сентябрь

Самореализация 1) Изучение собственных возможностей и потребностей.

2) Расширение образованности:

Чтение научно-популярной и методической литературы по теме. Самоанализ.

Отбор необходимой литературы.

Разработка перспективного плана.

Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ специальной литературы по развитию артикуляционной моторики у детей с нарушением речи :

Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Повышение знаний, сбор материала. Пополнение развивающей среды логопедического кабинета дидактическими пособиями для развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи.

Работа с родителями по вопросу развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи Консультация «Комплексы артикуляционной гимнастики». Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Буклет для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики».

Октябрь

Самореализация Расширение образованности и повышение педагогической компетентности. Повышение педагогической компетентности. 1) Создание картотеки артикуляционной гимнастики для развития речи.

2) Оформление папки – передвижки:

«Артикуляционная гимнастика».

Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ специальной литературы по теме.

Повышение знаний, сбор материала. Разработка дидактического оборудования для развития артикуляционной моторики.

Работа с родителями по вопросу Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Буклет «Часто встречающиеся нарушения речи».

Ноябрь

Самореализация Разработка нетрадиционных форм работы с родителями. Повышение педагогической компетентности. Методическая разработка: круглый стол «Значение артикуляционной гимнастики для коррекции нарушений речи».

Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи :

Воробьёва Т. А. Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Повышение знаний, сбор материала. Разработка перспективного плана.

Работа с родителями по вопросу Круглый стол «Значение развития артикуляционной моторики для коррекции ФНР и ФФНР». Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Фотоотчет.

Декабрь

Самореализация Изучение форм проведения артикуляционной гимнастики. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Разработка структуры индивидуальных логопедических занятий с учетом требований к проведению речевой гимнастики.

Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию речевой моторики :

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр для развития речевой моторики для пополнения развивающей среды логопедического кабинета.

Работа с родителями по вопросу развития речевой моторики. Проведение консультации по артикуляционной гимнастике для родителей (совместное с детьми). Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Фотоотчет.

Январь

Самореализация Сопровождение семьи по проведению речевой гимнастики в домашних условиях. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала детей и родителей.

Изучение методической литературы и периодической печати. Изучение и анализ литературы по формированию речевой моторики :

Косинова Е. Гимнастика для развития речи. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр для развития речевой моторики.

Работа с родителями по вопросу развития речевой моторики. Проведение индивидуальных консультаций для родителей по теме. Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Конспекты консультаций.

Февраль

Самореализация Сопровождение семьи по проведению речевой гимнастики в домашних условиях. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала детей и родителей. Укрепление детско-родительских взаимоотношений.

Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию речевой моторики :

Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр для формирования правильной речевой моторики.

Работа с родителями по вопросу формирования речевой моторики. Проведение родительского собрания «Первые результаты развития речевой моторики». Предоставление родителям педагогической информации о динамике развития речевой моторики. Данные о диагностике развития речевой моторики у детей посещающих логопункт.

Март

Самореализация Сопровождение семьи по проведению речевой гимнастики в домашних условиях. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала детей и родителей. Укрепление детско-родительских взаимоотношений.

Изучение методической литературы и периодической печати Изучение авторских разработок по коррекции речевой моторики :

Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка. и др. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр и пособий для развития речевой моторики.

Работа с родителями по вопросу развития речи посредством артикуляционной гимнастики. Проведение открытого индивидуального логопедического занятия для родителей. Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Конспект занятия. Видеоотчет.

Апрель

Самореализация Круглый стол с родителями «Семейные занятия по развитию речевой моторики». Повышение педагогической и психологической компетентности. Пополнение развивающей среды логопедического кабинета играми, придуманными и созданными родителями совместно с детьми.

Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию правильной речевой моторики у детей с нарушениями речи :

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр для пополнения развивающей среды логопедического кабинета.

Работа с родителями по вопросу необходимости речевой гимнастики на этапе автоматизации звуков. Беседа-лекция с родителями на тему. Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Конспект беседы-лекции.

Май

Самореализация Анализ проведенной за год работы по формированию артикуляционной моторики детей с нарушениями речи. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Результаты итоговой диагностики состояния артикуляционной моторики у детей посещающих логопункт в течение учебного года.

Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию речевой моторики у детей с нарушениями речи :

Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Повышение знаний, сбор материала. 1) Пополнение метод. кабинета картотекой методических материалов и дидактического оборудования.

2) Сертифицирование дидактического оборудования.

Работа с родителями: «Анализ проведенной совместной работы по формированию правильной артикуляционной моторики». Выступление на итоговом родительском собрании: «Результаты работы по формированию правильной артикуляционной моторики». Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Фотоотчет. Конспект родительского собрания.

Подведение итогов программы :

1. Выступление на РМО учителей-логопедов на тему : «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

2. Собрание для родителей и педагогов (воспитателей) : «Результаты проведенной работы по формированию правильной артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи».

3. Выступление на педагогическом часе в конце учебного года с результатами реализации программы профессионально-личностного саморазвития.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития учителя-логопеда по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 21:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа саморазвития учителя-логопеда по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Куфтова (УИ 318168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД