Инна Куфтова
Программа саморазвития учителя-логопеда по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
профессионально-личностного саморазвития учителя-логопеда
МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»
Куфтовой Инны Андреевны
на 2014-15 учебный год на тему:
«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Актуальность
Публикация «Программа саморазвития учителя-логопеда по теме „Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Логопедическая работа. Самообразование
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:
М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. А. Чевелёва и др.
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
• Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
• Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Цель:
Обобщить опыт работы по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Задачи:
Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
Пополнить развивающую среду логопедического кабинета.
Предполагаемые результаты:
Изучена и систематизирована учебная, справочная, научно-методическая литература по вопросу развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи.
Разработан план проведения родительских собраний и консультаций для родителей по данной теме.
Развивающая среда логопедического кабинета пополнена дидактическими пособиями для развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи.
Перспективный план работы
Раздел плана Форма работы Практические выходы Отчет о выполнении
Сентябрь
Самореализация 1) Изучение собственных возможностей и потребностей.
2) Расширение образованности:
Чтение научно-популярной и методической литературы по теме. Самоанализ.
Отбор необходимой литературы.
Разработка перспективного плана.
Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ специальной литературы по развитию артикуляционной моторики у детей с нарушением речи :
Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Повышение знаний, сбор материала. Пополнение развивающей среды логопедического кабинета дидактическими пособиями для развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи.
Работа с родителями по вопросу развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи Консультация «Комплексы артикуляционной гимнастики». Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Буклет для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики».
Октябрь
Самореализация Расширение образованности и повышение педагогической компетентности. Повышение педагогической компетентности. 1) Создание картотеки артикуляционной гимнастики для развития речи.
2) Оформление папки – передвижки:
«Артикуляционная гимнастика».
Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ специальной литературы по теме.
Повышение знаний, сбор материала. Разработка дидактического оборудования для развития артикуляционной моторики.
Работа с родителями по вопросу Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Буклет «Часто встречающиеся нарушения речи».
Ноябрь
Самореализация Разработка нетрадиционных форм работы с родителями. Повышение педагогической компетентности. Методическая разработка: круглый стол «Значение артикуляционной гимнастики для коррекции нарушений речи».
Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи :
Воробьёва Т. А. Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Повышение знаний, сбор материала. Разработка перспективного плана.
Работа с родителями по вопросу Круглый стол «Значение развития артикуляционной моторики для коррекции ФНР и ФФНР». Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Фотоотчет.
Декабрь
Самореализация Изучение форм проведения артикуляционной гимнастики. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Разработка структуры индивидуальных логопедических занятий с учетом требований к проведению речевой гимнастики.
Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию речевой моторики :
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр для развития речевой моторики для пополнения развивающей среды логопедического кабинета.
Работа с родителями по вопросу развития речевой моторики. Проведение консультации по артикуляционной гимнастике для родителей (совместное с детьми). Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Фотоотчет.
Январь
Самореализация Сопровождение семьи по проведению речевой гимнастики в домашних условиях. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала детей и родителей.
Изучение методической литературы и периодической печати. Изучение и анализ литературы по формированию речевой моторики :
Косинова Е. Гимнастика для развития речи. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр для развития речевой моторики.
Работа с родителями по вопросу развития речевой моторики. Проведение индивидуальных консультаций для родителей по теме. Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Конспекты консультаций.
Февраль
Самореализация Сопровождение семьи по проведению речевой гимнастики в домашних условиях. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала детей и родителей. Укрепление детско-родительских взаимоотношений.
Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию речевой моторики :
Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр для формирования правильной речевой моторики.
Работа с родителями по вопросу формирования речевой моторики. Проведение родительского собрания «Первые результаты развития речевой моторики». Предоставление родителям педагогической информации о динамике развития речевой моторики. Данные о диагностике развития речевой моторики у детей посещающих логопункт.
Март
Самореализация Сопровождение семьи по проведению речевой гимнастики в домашних условиях. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Развитие творческого потенциала детей и родителей. Укрепление детско-родительских взаимоотношений.
Изучение методической литературы и периодической печати Изучение авторских разработок по коррекции речевой моторики :
Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка. и др. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр и пособий для развития речевой моторики.
Работа с родителями по вопросу развития речи посредством артикуляционной гимнастики. Проведение открытого индивидуального логопедического занятия для родителей. Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Конспект занятия. Видеоотчет.
Апрель
Самореализация Круглый стол с родителями «Семейные занятия по развитию речевой моторики». Повышение педагогической и психологической компетентности. Пополнение развивающей среды логопедического кабинета играми, придуманными и созданными родителями совместно с детьми.
Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию правильной речевой моторики у детей с нарушениями речи :
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка. Повышение знаний, сбор материала. Разработка игр для пополнения развивающей среды логопедического кабинета.
Работа с родителями по вопросу необходимости речевой гимнастики на этапе автоматизации звуков. Беседа-лекция с родителями на тему. Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Конспект беседы-лекции.
Май
Самореализация Анализ проведенной за год работы по формированию артикуляционной моторики детей с нарушениями речи. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. Результаты итоговой диагностики состояния артикуляционной моторики у детей посещающих логопункт в течение учебного года.
Изучение методической литературы и периодической печати Изучение и анализ литературы по формированию речевой моторики у детей с нарушениями речи :
Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Повышение знаний, сбор материала. 1) Пополнение метод. кабинета картотекой методических материалов и дидактического оборудования.
2) Сертифицирование дидактического оборудования.
Работа с родителями: «Анализ проведенной совместной работы по формированию правильной артикуляционной моторики». Выступление на итоговом родительском собрании: «Результаты работы по формированию правильной артикуляционной моторики». Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. Фотоотчет. Конспект родительского собрания.
Подведение итогов программы :
1. Выступление на РМО учителей-логопедов на тему : «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
2. Собрание для родителей и педагогов (воспитателей) : «Результаты проведенной работы по формированию правильной артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи».
3. Выступление на педагогическом часе в конце учебного года с результатами реализации программы профессионально-личностного саморазвития.