Лучший педагог года

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори

Елена Кузнецова
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори

Актуальность

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори» размещена в разделах

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогических систем М. Монтессори.

Цель – изучение особенностей обучения детей математике в педагогической системе М. Монтессори.

Задача:

• рассмотреть особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста в педагогической системе М. Монтессори.

В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д., знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д.

Дети с лёгкостью изучают нумерацию, пересчитывая предметы. Ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому.

Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др.

Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности.

Даже если специально не заниматься с ребёнком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребёнок будет спонтанно развивать свои математические способности.

Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества.

В построении системы материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:

• от конкретного к абстрактному;

• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.

В нашей группе зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Все математические материалы можно разделить на группы;

• введение в мир чисел от 0 до 10;

• введение в десятичную систему; освоение последовательного счета;

• освоение арифметических операций с однозначными числами;

• освоение элементов геометрии

Материалы первой группы служат для обучения счету до 10, как в прямой, так и в обратной последовательности, для знакомства с цифрами от 0 до 9, а также для формирования умения соотносить количества в пределах десяти и соответствующие им числа.

Материалы -

«Цифры из шершавой бумаги» «Счетные штанги и числа» «Ящик с веретёнами» – где ребёнок узнаёт смысл нуля, а также упражняется в соотнесении количеств и чисел;

Материалы для работы с геометрическими фигурами и формами -

«___»

Если ребёнок освоил материалы первой группы, он может переходить к материалам второй и третьей групп, с которыми лучше работать параллельно.

Вторая группа предназначена для знакомства с многозначными числами основными арифметическими действиями с ними: сложением и вычитанием.

Для начала нужно показать, какие именно элементарные математические представления и логические операции развиваются у детей в системе Монтессори.

Можно выделить этапы работы с сенсорными материалами.

1 Этап

- работа с предметами, основанной по признаку «Контраста»

В работе с геометрическими телами выбираются три предмета, наиболее контрастирующие по форме, – как правило, куб, шар, конус;

В работе с цветом выбираются таблички с тремя цветами спектра - красного, жёлтого и синего.

В работе с размерами начинается с предъявления ребёнку двух наиболее контрастных предметов – (толстого и тонкого) и (большого и маленького).

Материал – «Кубики»

Упражнения по поиску одинакового среди контрастов («идентичности») очень сильно фиксирует различия и делает их через это заметными. На первых двух этапах работы с сенсорными материалами у ребёнка начинает формироваться, таким же образом, представление о различии и равенстве.

2 Этап

- составление пар одинаковых по состоянию этого свойства предметов;

Работа с серией материалов, предназначенных для знакомства с формой плоских фигур, начинается с обследования формы трёх «основных» фигур – квадрата, круга и треугольника – путём обведения пальцами фигуры-вкладыша и соответствующего ей отверстия, а также сопоставления фигуры с отверстием[8].

Материал «Геометрические фигуры- вкладыши»

3 Этап

- градация или построение сериационного ряда по степени изменения исследуемого свойства;

Сериационные ряды. Процесс построения сериационного ряда состоит в последовательном выборе из имеющихся, ещё не упорядоченных предметов такого, который превосходит остальные по степени проявления данного свойства, т. е. предмета у которого это свойство проявляется в наибольшей степени.

Материал «ШТАНГИ», «БЛОКИ» «РОЗОВАЯ БАШНЯ»

«Заключительное упражнение на дифференциацию, - пишет Монтессори, - состоит в том, чтобы привести в правильный порядок градуированный ряд беспорядочно смешанных друг с другом предметов… с систематически разделённым по степеням различием».

4 Этап

- расширение словарного запаса за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности.

Весьма важным этапом работы с Монтессори-материалами, в частности с сенсорными, является расширение словарного запаса. В данном случае оно происходит за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности. Как известно, часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» или «Какие?», называется прилагательным и их степеней сравнения. Иногда могут быть введены существительные, например названия геометрических фигур.

Заключение

Особенностью развития математических представлений в педагогической системе Монтессори является то, что ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему и пр.

При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др.

Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактические игры на липучках по формированию математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры на липучках по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры на липучках «Математический аквариум» Цель игры: - развитие вычислительных навыков у детей дошкольного возраста в.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Линейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представленийЛинейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Задачи: - Дать детям элементарные представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 18:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузнецова (УИ 269150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных