Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Чумилина Ольга
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Этот проект является целенаправленной и систематической работой по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, которая способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель работы:

Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

1. - совместная деятельность воспитателя с детьми;

2. - индивидуальная работа с детьми;

3. - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений использовать разные методы и приемы работы:

• Пальчиковый игротренинг

1. массаж кистей рук

2. пальчиковая гимнастика, физкультминутки

3. пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

4. пальчиковый театр

5. театр теней

• Использование элементов ТРИЗ

1. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

2. нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

3. конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

4. различные виды аппликаций

Развитие графической моторики

1. рисование по трафаретам

2. штриховка

3. дорисовка (по принципу симметрии)

4. лабиринты

5. графические диктанты

• Дидактические игры

1. шнуровка М. Монтессори

2. игры с мелкими предметами

3. паззлы, мозаика

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены три этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения. 1этап – Организационно-диагностический. Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника. 2 этап – Теоретический На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т. д.) 3 этап – Обобщающий Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

Самообразование :

Форма работы

С родителями Самообразование

1 этап Организационно - диагностический

Сентябрь

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования

2 этап - Теоритический

Октябрь

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Составление плана по самообразованию Оформление картотеки пальчиковых игр.

3 этап - Обобщающий

Ноябрь

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». Подбор и разработка дидактических игр. Создание картотеки дидактических игр

Декабрь

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» Создание картотеки игр с мячиками. Подбор и разработка дидактических игр. Пополнение картотеки пальчиковых игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Январь

Памятка для родителей: «Игры» Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Февраль

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр Изготовление дидактических игр

Март

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр.

Апрель

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Оформление картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр

Май

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. Оформление работы в полном варианте.

приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Группа Приёмы

Первая младшая • Массаж кистей рук,

• пальчиковая гимнастика,

• собирание мелких предметов,

• лепка колбасок, лепёшек,

• вылавливание предметов ложкой или совком,

• выжимание губки,

• проталкивание мелких игрушек через отверстие,

• шнуровка,

• постройка башни из кубиков.

Вторая младшая • Пальчиковые игры,

• нанизывание бусинок или пуговиц на нитку,

• использование пинцета, пипеток, прищепок,

• работа с иглой,

• собирание матрёшки, пирамидки,

• поиск предмета в тарелке с рисом,

• завязывание бантиков, узелков,

• сматывание нитки в клубок,

• закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос,

• выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.

Средняя • Пальчиковые игры,

• образы из пальчиков,

• конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,

• собирание мозаик и пазлов,

• изготовление аппликаций и фигур из салфеток,

• инсценировка стихов с помощью рук,

• рисование.

Старшая • Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,

• ванны с шариками,

• упражнение «гладильная доска»,

• создание картин из ниток,

• изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,

• плетение из цветных шнурков,

• аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,

• конструирование из камушков, природного материала,

• решение логических задач со счётными палочками,

• изготовление украшений из пуговиц, бусинок.

Подготовительная • Пальчиковая гимнастика,

• самомассаж с помощью горошин, карандашей,

• игры с мелкими предметами,

• собирание мелкой мозаики,

• изобразительная деятельность,

• раскрашивание картинок,

• изготовление оригами,

• художественный труд с использованием плетения, аппликации, папье-маше,

• рисунки по клеточкам,

• графический диктант,

• прописи,

• рисунки по точкам,

• работа с ножницами,

• определение на ощупь что спрятано под салфеткой,

• проведение по лабиринту шарика с помощью указки.

картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Вид игры Примеры дидактических разработок

Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками • «Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет».

• Корчагина Ирина «Пальчиковые игры для детей 2–3 лет».

• Макашова Миляуша «Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет».

Пальчиковые игры (гимнастика для рук)«Пальчиковые игры для детей 3–4 лет в детском саду».

• Шабан Ирина «Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)».

• Гладышева Евгения «Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук».

Игры на развитие тактильных ощущений • «Сенсорные игры для развития тактильных ощущений».

• Селезнёва Татьяна «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры».

Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами • Хамзина Ильмира «Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации».

• Масина Марина «Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики».

• Утте Инесса «Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Шнуровка, откручивание крышек, болтов • «Игры для развития мелкой моторики своими руками».

• Опринчук Антонина «Игры для развития мелкой моторики своими руками».

• Кудрявцева Лариса «Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами • «Игры с предметами для развития мелкой моторики».

• «Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет».

• Игры для развития мелкой моторики рук».

• Быкова Татьяна «Картотека игр на развитие мелкой моторики».

Творческий труд, игры с бумагой, рисование • Пшенникова Мария «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

• Кузьмина Ольга «Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников».

• «Игры на развитие мелкой моторики для детей 5–6 лет в детском саду».

• «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы».

Примерный план по развитию мелкой моторики и речи у детей среднего дошкольного возраста

Месяц Деятельность

Сентябрь Начинаются занятия с 3-й недели. 1-ая и 2-ая недели - диагностика.

3-я неделя 1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги. 2.«Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме. 3.«Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.

4-я неделя 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков. 2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа). 3. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

Октябрь 1-2-я недели - Тема: Овощи, фрукты 1.«Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов). 2.«Сложи картинку» из 4-х частей. 3.«Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере. 4.«Найди вторую половинку» - разрезные картинки. 5.«Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь. 6.«Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на веревке.

3-4-я недели - Тема: Птицы осенью 1.«Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц. 2.«Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом. 3.«Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки). 4.«Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками. 5.«Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты. 6.«3aготовкa корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох.

Ноябрь 1-2-я недели - Тема: Труд людей в природе 1. «Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток). 2.«Нарисуй на песке молоток, лопату» 3.«Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила). 4.«Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками. 5.«Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток. 6.«Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т. д.

3-4-я недели - Тема: Одежда и обувь 1.«Что это?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви. 2.«3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии. 3.«Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют - прищепками). 4.«Подбери пуговицы по цвету». 5.«Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку. 6.«Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.

Декабрь 1-я неделя - Тема: Город

1. Строим дом из кубиков.

2.«Выложи дом из цветных геометрических фигур».

3.«Кто в домике живет?» - Найти фигурки в «сухом» бассейне.

2-я неделя - Тема: Транспорт

1.«Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с

контурными изображениями автобуса, машины.

2.«Грузим камушки в грузовик» - камушки рассыпаны по столу, ковру·

3.«Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на

подносе, следы от машины.

3-я неделя - Тема: Зима. Зимний лес

1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить

комочки ваты.)

2.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем

их между ладонями.

3.«Снежная баба» - лепка из пластилина.

4-я неделя - Тема: Дикие животные зимой

1.«Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

2.«Выложи медведя из геометрических фигур».

3.«Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые

орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.

Январь 2-3-я недели - Тема: Дикие животные и их детеныши 1.«Кто это?» - Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш». 2.«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек. 3. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха. 4.«Собери семью» - наложить на контур соответствующий трафарет животного. 5.«Кто пришел?» - Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем). 6.«Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге».

4-я неделя - Тема: Птицы зимой 1.«Ворона или воробей?» - Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги. 2.«Угощение для птиц» - сортировка семян. 3.«Кто спрятался под листочком?» - Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет, какого предмета находится под бумагой в форме листика.

Февраль 1-2-я недели - Тема: Семья 13 1.«Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу, 2. «Что купила мама?» - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне» 3.«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке». 4.«Поможем мальчику застегнуть пуговицы на рубашке». 5.«Учимся шнуровать ботинки». 6.«Для кого подарок?» - Чудесный мешочек.

З-4-я недели - Тема: Профессии 1. Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?» 2. Продавец. «Оторви чек» - отрываем клочки бумаги от полоски. 3.«Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки. 4. Повар. «Рассортируй фасоль по цвету». 5. Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур». 6. Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».

Март 1-я неделя. - Тема: Праздник мам. 1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

2-я неделя. - Тема: Начало весны 1.«Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки. 2.«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. 3.«Кто скоро проснется после зимней спячки?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

З-4-я недели. - Тема: Игрушки 1.«Собери пирамидку». 2.«Мячи для котят» - лепка из пластилина. 3.«Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек. 4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик). 5.«Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась? 6.«Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.

Апрель l-я неделя. - Тема: Одежда 1.«Недошитое» платье. («Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».) Дополнить картонный трафарет нужной деталью. 2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек. 3.«Сушка белья» - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

2-я неделя. - Тема: Дикие и домашние животные 1.«Собери картинку» - разрезанные картинки из 4-х частей. 2.«Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу. 14 3.«Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

3-я неделя. - Тема: Птицы весной 1.«Червячки для грачей» - лепка из пластилина. 2.«Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты. 3.«Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.

4-я неделя. - Тема: Растительный мир 1.«Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. 2.«Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек. 3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

Май 2-3-я недели. - Тема: Труд весной на даче 1.«Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена. 2.«3акрути бутылочку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках. 3.«Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра. 4.«Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур. 5.«Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор. 6.«Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.

4-я неделя. - Тема: Мы подросли и повзрослели 1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

Список литературы:

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи

дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. – М. : Астрель, 2012. –

46с.

2. Примерная основная общеобразовательная программа ДО "Мир открытий".// Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. :. Цветной мир, 2012. - 320 с. 2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с. 3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.

3. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное

воспитание. - 2005. - № 2. - с. 76-78.

4. Кольцова М. Н., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротренинг. - СПб. : Питер, 1998. – 192с.

5. Любина Г. А., Желонкина О. В. Рука развивает мозг // Ребёнок в детском

саду. - 2003. - №4. – 33-35; №5 - С. 24-28; № 6. - С. 11-19.

6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников :

Пособие для родителей и педагогов. - М. : Изд-во «АСТ», 2011. – 228с.

7. В. В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая

гимнастика. - М. : Гном-Пресс, 2000.

8. Лыкова И. А. Касаткина Е. И. Пеганова С. Н. Играют мальчики: Гендерный подход в обр. : Учб. - метод. пособие. - М. : Изд. дом Цветной мир, 2013. - 96 с.

9. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей "Социализация", "Познания", "Физкультура". во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для ст. воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернров - Воронеж: ООО "Метода", 2013 - 200 с. 11. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников :

Пособие для родителей и педагогов. - М. : ООО «Фирма «Издательство

АСТ», 1999.

10. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие

мелкой моторики. 2-е изд. – СПб. : Корона – Век, 2007.

11. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург,

1996

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 16:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД