Татьяна Глазкова
Развитие мелкой моторики дошкольников посредством использования крупы
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики дошкольников посредствам использования крупы».
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев, от них, образно
говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников посредством использования крупы» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Сколько тайн хранит в себе рука. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания связанные, например, с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в жизни ребенка.
Если мы с вами будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:
1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Развитие мелкой моторики рук – дело крайне полезное и необходимое, начиная с самого раннего возраста. У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале, движения рук неумелые, неловкие и негармоничные. Умение работать пальчиками приходит к детям не сразу, поэтому педагогам и родителям можно превратить обучение в увлекательный процесс – игру. В своей работе я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности, крупотерапию.
Крупотерапия - нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов жизнедеятельности организма. Игры с крупой и рисование на ней - это один из любимых детьми способов развития мелкой моторики. Крупа является природным и сыпучим материалом, который слабо поддается контролю и предполагает непосредственную работу руками, легко поддается трансформации, разнообразие способов манипуляций материалов (можно насыпать, растирать, подбрасывать и т. д.). Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Ребенок знакомиться с такими понятиями, как: глубокое – мелкое, узкое –широкое, много- мало, основными цветами. Сколько радости они приносят детям.
Работу нужно начать с того, что последовательно знакомить детей с каждым видом круп. Для самых маленьких детей можно использовать мелкие крупы : кукурузную манку, пшеничную, ячневую. Для игр с такими крупами, как фасоль, горох гречка, бобы надо быть осторожными. Для организованной деятельности с детьми старше пяти лет рекомендуется использовать все виды круп, включая бобовые (фасоль, чечевицу). Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Дать им ее пощупать, потрогать. Определить и сравнить свойства различных круп. Побеседовать о том из чего получили данную крупу и о применении круп в жизни человека. Терпеливо отвечаем на все заданные вопросы. Когда дети уже освоились, познакомились с новым материалом, можно начинать деятельность с использованием крупы. Все игры должны проходить под контролем взрослого. И прежде, чем приступать к работе с крупами, необходимо каждый раз беседовать с детьми о безопасном их использовании. Объяснить, в доступной форме, как опасно попадание мелких предметов в нос, уши, горло, глаза. Привести примеры и обсудить ситуации. Установить правила работы с крупами и соблюдать их. Использовать крупы дети могут только под наблюдением взрослого.
Необходимо обеспечить безопасность крупы : предварительно промывается, просушивается в духовке, хранится в закрытой таре.
Для хранения круп можно использовать прозрачные пластиковые контейнеры, в которых легко рассмотреть и определить крупу. Контейнеры должны быть плотно закрыты. Это способствует защите круп от насекомых вредителей.
Для работы необходимо подобрать емкости разных размеров и цветов. Размер, цвет лучше подбирать вместе с ребенком. Ребенок выбирает удобные по росту, любимого цвета емкости, который соответствует настроению дошкольника.
Потребуются маленькие фигурки животных, людей, птиц, техники, сказочных персонажей, посуды и т. д. Дети очень любят мисочки, ложечки, ковшики различных размеров. Весь собранный для работы с крупами материал лучше расположить рядом на столе, на полке, в коробке.
Дети с большим увлечением играют с крупами, и этот процесс для ребят является интересным и захватывающим! Можно выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т. д. Изготавливать бусы из макарон. Смешивать несколько видов круп, пересыпать из тарелки в чашку и обратно, руками, столовой ложкой, потом чайной. Вылавливать мелкие игрушки и камушки, пересыпать крупу через воронку, просеивать через сито. Сортировать крупы по контейнерам, прятать и искать в крупе секреты. Можно на картоне нарисовать простое изображение, например, машинку, домик или солнышко, а ребята будут выкладывать на линии от карандаша фасоль, горох или семечки. А ещё дети любят аппликацию из круп, намазывают контур клеем, а затем насыпают крупу. Крупу можно использовать в поделках из пластилина, вдавливая в него семечки создаём различные рисунки. Отдельно хочется сказать о манке. Тут есть где развернуться. Можно пересыпать манку, делать горки и норки, дорожки и трассы, рисовать пальцами, закапывать руки и доставать по одному пальчику, рисуем основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал! Так как по своей структуре она очень напоминает песок, то при ее использовании она оказывает помимо развивающего эффекта очень успокаивающий эффект. Игры с данной крупой можно использовать с тревожными и агрессивными детьми. Исследования ученых показали, что манная крупа обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей.
В результате этой работы у детей совершенствуется ручная умелость, что является стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Дети, быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Самое ценное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время с детьми с пользой.