Габидуллина Гульнара
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31городского округа город Нефтекамск республика Башкортостан
Презентация на тему:
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
Подготовила:
Воспитатель
Габидуллина Г. Н.
Г. Нефтекамск,2021.
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
Актуальность выбранной темы :
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.
Цель: систематизировать работу по развитию мелкой моторики в воспитании детей в ДОУ.
Задачи:
• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры;
• Улучшить координацию и точность движений рук;
• Спланировать работу с детьми по развитию мелкой моторики;
• Развивать воображение, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;
• Знакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и ее значении, привлекать к совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
• Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
• Формирование речевых навыков;
• Пополнение предметно – развивающей среды;
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении моторным навыкам часто используется термин – ловкость.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» писал Сухомлинский.
Для достижения поставленных задач в группе созданы условия для дальнейшего всестороннего развития детей.
Содержание работы по развитию мелкой моторики рук реализуется различными способами: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, самомассаж, выкладывание из счетных палочек, различные мозаики и пазлы, различные дидактические игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. В ходе пальчиковой гимнастики дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук.
Как выполнять упражнения для развития мелкой моторики?
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнение отрабатывается сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает. Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой.
Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Массаж рук является одним из видов пассивных гимнастик, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус.
Приемы массажа рук:
• -массаж ладоней
• -массаж пальцев рук (растирание, поглаживание, постукивание кистей рук и каждого пальчика)
• -массаж с предметами (мячиками, карандашами)
Настольные, развивающие игры.
Настольные игры развивают логическое мышление, пространственное воображение ребенка, творческие способности, фантазию, внимание, усидчивость.
Игры – шнуровки.
• Игры - шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
• Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа»;
• Формируют навыки шнуровки;
• Способствуют развитию речи;
• Развивают творческие способности;
В играх со шнурованием также развиваются глазомер и внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи.
Игры с прищепками.
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.
Игры с мозаикой, кубиками, конструктором.
Игры с мозаикой, конструктором и кубиками отлично развивают не только мелкую моторику, но и крупную моторику, также внимание, мышление, логику, зрительное восприятие.
Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использую папки - передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики в быту». Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».
Достигли следующих результатов:
-Сумела заинтересовать родителей в пользе развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
-Уменьшилась скованность движений.
-Разучила с детьми много новых пальчиковых игр.
Заключение.
Таким образом, только целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей можно добиться хороших результатов.