Получи документы

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством всех видов музыкальной деятельности

Дарья Цыганова
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством всех видов музыкальной деятельности

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством всех видов музыкальной деятельности»

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.

У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Если они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее интонируя. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством всех видов музыкальной деятельности» размещена в разделах

Еще раз отмечу, что не все дети обладают яркими музыкальными способностями и не все станут музыкантами, но, тем не менее, музыкальное развитие ребенку необходимо, так как оно влияет на общее развитие ребенка, а именно:

- концентрируется внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом;

- развивается моторика, а также память и внимание;

- дети учатся слушать, сравнивать и анализировать, импровизировать, становятся более раскрепощенными;

- со временем возрастает общее физическое развитие детей, укрепляется мышечная ткань и опорно-двигательный аппарат, развивается ловкость;

- улучшается дикция.

Поэтому основными задачами музыкального воспитания можно считать, в первую очередь, общее развитие ребенка, развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности, а также формирование начала музыкальной и общей духовной культуры.

Коротко рассмотрим три основные музыкальные способности.

Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления. Способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении, а так же в подборе мелодии по слуху на музыкальном инструменте. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Все три основные музыкальные способности и образуют ядро музыкальности.

Федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т. е. он должен обладать:

- развитым воображением;

- инициативностью;

- самостоятельностью;

- любознательностью.

Каждая из этих творческих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.

Что же такое музыкальная деятельность и как она развивает основные музыкальные способности?

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности : мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности :

- восприятие;

- исполнительство;

- творчество;

- музыкально – образовательная деятельность (элементарные сведения о музыке).

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Элементарные сведения о музыке включают в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства : музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства.

Рассмотрим основные виды музыкальной деятельности более подробно. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие.

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие - мышление. Слушание музыки предваряет разучивание песни, танца, детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Такая музыкальная деятельность как восприятие (слушание) очень хорошо развивает все три музыкальные способности, чем больше опыта слушания различной музыки у дошкольника, тем ярче будет проявляться эти способности. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Для прослушивания необходимо выбирать небольшие по форме произведения. Это может быть как вокальная, так и инструментальная музыка. Вокальная музыка воспринимается детьми легче, так как в вокальной музыке присутствует текст, который помогает детям понять содержание произведения.

Детям очень нравится песня «Два веселых гуся» - это шуточная детская песенка, поэтому они с большим удовольствием слушают, поют и впоследствии анализируют. Разучивая новую песню, детям необходимо полностью прослушать весь материал, как правило, песни для разучивания небольшого объема и тут огромную роль играет, показ педагога. От этого зависит, то, как ребенок будет воспринимать и учить песню в дальнейшем, проявится ли интерес к разучиванию нового материала. После первого знакомства, дошкольник, может постараться определить характер, настроение, темп.

Выбирая для прослушивания инструментальную музыку, склоняюсь к произведениям П. И. Чайковского из «Детского альбома». Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор. Он написал много музыки для детей и взрослых. Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Эти рассказы уложились в сборник музыкальных произведений под общим названием «Детский альбом».

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Для того чтобы развить у ребенка умение различать разные по силе звуки (громко, тихо, можно выполнить с ними несколько игровых заданий и поиграть в специальные, развивающие эту способность игры.

Самая популярная игра, которая очень нравится детям «Громко - тихо запоем».

Ход игры:

Дети сидят на стульях. Одного из детей просят отвернуться, в это время педагог прячет мяч. Затем водящий поворачивается и все говорят слова:

Мяч от нас умчался вскачь

Отыщи, (имя) мяч.

Если тихо запоём, далеко он значит

Если громко петь начнём,

Значит рядом мячик.

Далее дети поют любую знакомую им песенку, то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от приближения или удаления водящего к спрятанному мячу. Пение продолжается до тех пор, пока мяч не будет найден. После этого выбирают другого водящего. Игра продолжается.

Так же дети очень любят такие музыкальные игры, как «Солнышко и дождик», «Два клоуна» - это игры на смену настроения и характера, они с большим удовольствием и любопытством вслушиваются в музыкальные фрагменты и пытаются определить, как изменилось настроение и характер музыки.

Еще пару интересных и простых игр, которые нравятся детям.

«У кого бубен?»

Цель: активизировать слуховое внимание.

Ход игры:

Дети встают в круг. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Игра «Угадай инструмент»

Цель: развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты : бубен, маракас, бубенцы, ксилофон, деревянные ложки и т. д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением.

В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и помогают развивать творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти. «Активное запоминание слуховых представлений,— отмечает Б. М. Теплов,— делает участие двигательных моментов особенно существенным». Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой.

Исполнительство.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства, наиболее близко и доступно детям. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей :

- эмоциональная отзывчивость на музыку;

- ладовое чувство;

- музыкально-слуховые представления;

- чувство ритма.

Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка : знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Репертуар, отобранный педагогом для пения, должен удовлетворять следующим требованиям:

- диапазон мелодии должен быть удобным для ее воспроизведения детьми;

- несложный ритм;

- понятный и простой для произношения текст.

Работая с дошкольниками, надо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар, не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей.

В «золотой фонд» детского музыкального репертуара входит не только классическая и народная музыка, но и авторские детские песни и пьесы, написанные для детей профессиональными композиторами: Е. Тиличеевой, Т. Попатенко, А. Филиппенко, В. Витлиным, В. Шаинским, Ю. Чичковым и др., песни этих композиторов обязательно присутствуют в нашем репертуаре.

Ритмика является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, и ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями.

Материал, посредством которого осуществляется музыкально - ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребенка. Инструментальная музыка и хороводы должны быть яркими, с приятной мелодией и выразительными динамическими оттенками. Исполнение музыкальных произведений должно быть точным и художественным. Никакие изменения темпа, произвольные задержки недопустимы. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.

В своей практике занятие всегда начинаю с разминки. Разминка состоит из элементарных танцевальных движений, которые дети выполняют по кругу. И считаю необходимыми, ввиду того, что ребенок, начиная заниматься, сразу настраивается на позитив: поднимается настроение, укрепляется физическое состояние ребенка, развивается чувство ритма, идет повторение движений, которые в дальнейшем используются в танце.

Игра на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Игра на детских музыкальных инструментах – это игра в детском оркестре, разнообразие музыкальных игр, ритмических оркестров, с использованием различных детских музыкальных инструментов, что также способствует коммуникативному развитию ребенка, умению общаться со сверстниками, взаимодействовать друг с другом.

Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приё мы:

- знакомство с музыкальными инструментами;

- качественный показ педагога;

- обучение приемам игры на музыкальном инструменте;

- имеется большая база детских музыкальных инструментов;

- система (систематическое применение на занятиях музыкальных инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности).

Творчество.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Песенное творчество. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания. Например:

- сочини песенку про свою любимую игрушку;

- продолжи песенку (педагог начинает, а ребенок, немного подумав, продолжает песенку).

Танцевальное творчество. Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, а также мог свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций. В этом, очень хорошо помогает игра «Паучок».

Ход игры.

С помощью считалочки мы выбираем одного ребенка, он будет играть роль паучка. Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг. Паучок садится в центр круга на корточки. Дети вспоминают, каким должен быть паучок, как он должен двигаться, все движения должны соответствовать образу паучка. Ребята, начинают водить хоровод вокруг паучка, поют песенку:

Паучок-паучок -

Тоненькие ножки.

Паучок-паучок -

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

(паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком)

Игра начинается сначала, уже с новым «паучком» (играем 2-3 раза).

Эта игра раскрепощает детей, дает возможность всем детям проявить себя в танцевальном творчестве, попробовать себя в роли паучка и как можно реалистичнее изобразить каждое движение.

Также, разучивая танец, дети могут предлагать разные варианты танцевальных движений, потом мы вместе выбираем движение, которое соответствуем всем критериям, а именно доступность (чтобы все участники танца могли справиться с этим движением, соответствие музыкальной тематике, характеру музыку. Детям очень нравится, когда педагог дает возможность не только повторять, но и участвовать в процессе создания танца, подбора танцевальных движений. Импровизированные танцы тоже уместны, когда педагог включает разные по характеру мелодии, а дети сами подбирают движения, соответствующие музыке.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе уже сложившегося музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы. Например, игра «Едем, едем на тележке».

Едем, едем на тележке трещотки

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат, маракасы

Птички звонко так свистят. колокольчики, треугольник

Белочка на ветке орешки грызёт, металлофон

Рыжая лисичка зайца стережёт. колотушки

Едем, едем на тележке трещотки

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит, металлофон

В речку он бежит.

Долго-долго ехали, трещотки

Наконец, приехали!

Ух! все вместе

Озвучивая стишок, мы развиваем творческое воображение, даем возможность импровизировать с данным музыкальным инструментом, развиваем внимание, чувство ритма и умение работать в команде.

Элементарные сведения о музыке.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная деятельность или элементарные сведения о музыке, предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства. Следует отметить, что музыкально - образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. В процессе слушания музыки, разучивания песен, танцев, игры на музыкальных инструментах дети получают знания о характере музыкального образа, о композиторе, который написал это музыкальное произведение, о музыкальных инструментах.

Поэтому в своей практике на музыкальных занятиях обязательно знакомлю детей со звуками, какими они бывают (музыкальными и немузыкальными, громкими и тихими); говорим о настроении в музыке, о ее характере, динамике и темпе; знакомимся с музыкальными жанрами, композиторами, с разнообразием музыкальных инструментов, поем, играем, слушаем, танцуем.

Таким образом, рассмотрев более подробно все виды музыкальной деятельности, нужно отметить, что музыкальные способности ребенка развиваются и совершенствуются в полной мере, если их развитие основано на взаимодействии всех видов музыкальной деятельности. А также важным условием для развития музыкальных способностей детей, является накопление определенных знаний о музыке, накопление впечатлений от опыта восприятия и опыта исполнительства.

И, так как дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством всех видов музыкальной деятельности
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 17:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД