Получи документы

Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр

Наталья Даушвили
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр

Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр

Даушвили Наталья Викторовна

воспитатель

МКДОУ д\с № 275 «Миша»

Г. Новосибирск

«Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через развивающие игры»

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и в искусном применении всего того, что знаешь"

Публикация «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр» размещена в разделах

Одной из приоритетных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО, является формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, умением учиться, саморазвиваться. Необходимыми параметрами развития признаны : гибкое, нестандартное мышление, творческие способности, личностные качества.

Этим параметрам полностью соответствует концепция комплексной программы «Детство», реализуемой в нашем ДОУ последние 10 лет.

Программа обеспечивает современным детям всестороннее обогащенное развитие. Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из развивающих технологий – система развивающих игр. Развивающие игры способствуют решению многих задач предусмотренных образовательной программой.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие ребёнка.

Изучив широко известные книги: Б. Н. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры», З. М. Богуславской «Развивающие игры», Л. А. Венгера «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей», а также методику В. В. Воскобовича, систему Дъенеша и др., я поняла, что развивающие игры способны научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, развитие того, что в нём заложено, направление его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребёнку предлагается пища для подражания, а с другой – поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребёнка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Прежде чем приступить к целенаправленной организации развивающих игр, я провела обследование познавательных процессов детей. Диагностика проводилась совместно с психологом ДОУ методами психологического исследования. Для этого я использовала методики, предложенные Р. С. Немовым.

Работу с детьми по формированию у них интереса к познавательным играм провожу третий год, начиная со 2 младшей группы.

На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Очень нравились ребятам игры со счётными палочками. Начала эту работу с простых заданий, затем от занятия к занятию усложняла варианты. Разнообразя и усложняя игровые задания, предлагала детям головоломки, например: составить разнообразные фигуры из шести палочек; два квадрата из семи палочек, преобразовать какой - либо предмет -- из цветка сделать звезду. Для развития и поддержания интереса у детей к развивающим играм, создавала игровые ситуации, например: Винни - Пуху необходима помощь, Буратино прислал письмо, Незнайку надо научить. Много можно придумать игр – заданий, используя блоки Дьенеша, с которыми я начала знакомиться во 2 мл. группе. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, поскольку блоки представляют собой эталоны форм, позже дети упражнялись в определении геометрических фигур, в закреплении знаний цвета, величины, нахождения закономерностей, например: «Продолжи ряд», «Весёлые бусы», «Улитка», «Подбери по форме», что выше, что ниже, «Сделай так же». Играя в эти игры, я учила детей сравнивать, рассуждать, выполнять правила.

В средней группе задачи усложнялись. Знания и умения, полученные детьми ранее, позволили усложнить алгоритмы в играх, например: «Собери бусы» ( по двум признакам: цвет и форма). Предлагала игры на нахождение закономерностей, игры на составление целого из частей.

В работе с детьми старшего возраста я использовала повышенный интерес к моделированию, знакам, символам. Сделала подборку развивающих игр, где преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерности алгоритмов, осмыслению детьми последовательности действий, творческие занятия, практические упражнения на основании всех видов задач предлагала в интересной ребятам форме, стараясь развивать самостоятельное творчество, инициативу. При первичном знакомстве с играми дети рассматривали элементы, группировали, составляя из двух - трёх элементов новые формы, силуэты предметов, животных. Так же предлагала составить силуэт по расчленённому образцу. Дальнейшее освоение происходило в самостоятельной деятельности. Предлагались игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Блоки Дьенеша», «Архимедова игра». В играх «Сложи так же», «Что изменилось?», палочки Кюизинера, «Угадай-ка», - дети упражняли своё внимание и память.

Моя задача – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая глобальные задачи: они приобретают новые знания и умения, это требует волевых и умственных усилий, формирует организованность и самостоятельность; открывают радость познания и творчества. Игра имеет, кроме познавательного, и воспитательный аспект: учит детей сотрудничеству, правилам общения в коллективе, отношению к партнерам по игре.

Применяя в своей работе развивающие игры, я выделила некоторые этапы привлечения детей к играм. Каждый этап несёт определённую цель.

1 этап – знакомство детей с игрой.

Цель: знакомство детей с игрой, её особенностями, правилами.

2 этап – совместная игра с воспитателем.

Цель: развитие мыслительных операций, познавательных процессов на которые направлена игра.

3 этап – самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

Дети начинают освоение материала с простого манипулирования, рассматривания игрового материала. Я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с развивающим материалом, что позволяет мне в процессе наблюдения определить заинтересованность детей. После чего предлагаю проблемно-игровую ситуацию, которую нужно решить с помощью данного игрового материала. В методическом обеспечении к играм, как правило, даны способы реализации, но всё же, интересней придумать самому. Это получается само собой, по ходу игры. А вот когда игра переходит в самостоятельную деятельность, дети сами придумывают ситуации и находят решение.

Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством.

Я использую развивающие игры во всех сферах деятельности детей : как в непосредственно образовательной деятельности познавательности, так и в свободной деятельности детей. Игровой материал всегда доступен для ребёнка. Знакомство с новой речевой игрой (например «Закончи предложение») или картами-кодами к блокам Дьенеша, чаще всего происходит в процессе занятия, а настольные игры («Геоконт», «Сложи узор», «Квадрат Пифагора»)- в совместной деятельности.

В процессе работы я заметила что, осваивая игры, дети начинают выбирать ту или иную игру, у детей появляются предпочтения. Кто-то предпочитает игры с различным материалом: блоки Дьенеша, или палочки Кюизенера, кубики, а кто-то любит речевые игры. Я обязательно учитываю выбор своих воспитанников и подбираю развивающую игру (проблемно-игровые ситуации) с учётом поставленных задач.

Игры я подбираю, исходя из основной темы недели.

Последнее время нас c детьми заинтересовала головоломка «Танграм».

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных

предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта,

транспорт, буквы, цифры, цветы и т. д. Всего насчитывают более 7 000

различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных,

птиц и человека.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета.

Типы задач, решаемых танграмом:

1. Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.

2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.

Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия.

Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.

Это очень увлекательный для детей игровой материал, стимулирующий мыслительную деятельность, творческую активность, самостоятельность и другие интеллектуальные способности.

В основу логических игр и упражнений, которые я использую, положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет мне решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, логические игры дают пищу для ума с раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия для опережения развития способностей. В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Всю работу я провожу в тесном контакте с родителями. На одном из собраний познакомила их с объё мом работы по теме: «Использование игровых проблемно- практических ситуаций в развитии математических способностей детей». Проводила консультации, где рассказывала, как заинтересовать детей такими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами, с новинками игр математического характера и объяснила как важно дома тоже создать обогащенную развивающую среду и я буду рада, если дома, играя, родители не только думали о пользе обучения, но и сами с азартом играли.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр
Опубликовано: 3 октября 2020 в 13:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД