МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование

Людмила Матюшенко
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» размещена в разделах

Экспериментирование детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к экспериментированию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

Приобщение детей экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

Экспериментирование – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы. Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития : в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу

Игры с водой.

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

1. Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).

2. Дерево – ложка, мисочка и др. (по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).

3. Пластмасса – любые предметы или игрушки.

4. Резина.

5. Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.

6. Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг : «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами

Озеро

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Купание кукол

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, обсуждая эти действия с малышом: «А сейчас будем кукол купать. Нальём в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый бу-дет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?.» и т. д.

Игры с красками.

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства» : «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь. опустим в ста-кан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

«Пейте, куклы молоко!»

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их различными напитками. В этой игре красная вода превратится в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а чёрная или коричневая - в кофе. Фантазируйте вместе с ребёнком.

Игры со льдом

Льдинки

Приготовьте заранее лёд - вместе с ребёнком заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лё д и выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка тёплая - давай зажмём в ладошке. Смотри, водичка капает - это лёд тает и снова превращается в воду».

Можно приготовить разноцветный лёд, добавив в замораживаемую

воду краски.

Тает льдинка

Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда наблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры

Ледяные фигуры

Замораживайте воду не только в специальных формочках и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет и т. д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

Коробочка с секретом.

В качестве познавательного материала для экспериментирования детей раннего возраста подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

Задача педагога: привлечь внимание ребенка, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддержать самостоятельные действия, но, ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачу. Если ребенок после долгих безуспешных попыток отказывается от решения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие». Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом спрячьте ее, чтобы дать возможность повторить найденное «открытие». Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.

Игры со звуками

Послушаем звуки

Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребёнка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов друг о друга, скрипу тормозов, стуку колёс поезда. И к тишине. Давайте возможность ребёнку услышать разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики и т. п.

Погремушки из бутылок.

Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетти, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы ребенок не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.

Игрушки с сюрпризом.

В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимании кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Это всякого рода звучащие игрушки, игрушки-головоломки, игрушки с сюрпризом.

Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

Игры с крупой

Прячем ручки

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребё нку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку - немножко колется, да?»

Спрячьте мелкие игрушки - закопайте их в крупу. Предложите ребёнку найти игрушку.

Покормим птичек

В этой игре понадобятся игрушечные фигурки птичек (это могут быть воробышки, курочки, уточки, а также гречневая или рисовая крупа. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрнышек. Клюйте, птички, зёрнышки!»

Игры с магнитом.

Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Педагог вместе с детьми выражает крайнее удивление тем, что пуговки и монетки вдруг задвигались; дает потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать детям возможность повторить опыт.

Волшебный мешочек.

Эту распространенную и популярную игру для старших дошкольников в упрощенном варианте можно использовать и для детей раннего возраста. В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, кубик, совочек. Играть можно с небольшой группой (трое – четверо детей). Педагог предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли. Задача – поддерживать любопытство группы. Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все могли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, педагог, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям подержать ее в руках.

Усложнение. В последующем можно давать детям определенные поручения, например достать из мешочка куколку или чашку. Или дополнять содержимое мешочка новыми и неопределяемыми на ощупь предметами – кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой. И найти предмет с конкретными свойствами (достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое). После выполнения поручения остальные дети рассматривают, ощупывают найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

Игры с песком.

Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как дети играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Ребенок видит образец и пытается повторить. Но вот о чем следует помнить: не менее увлекательно другое занятие – разрушать куличики. Не было ничего – вдруг появилось что-то интересное и опять исчезло. Поэтому сердиться на эти действия нельзя.

Взрослый показывает детям, какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее. Формочками могут послужить пластмассовые бутылки и банки из-под шампуней, кремов.

Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминает детям их любимую игру в прятки. Поэтому на глазах у детей можно закопать какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку и громко выразить удивление. Обычно в ответ на призыв дети с удовольствием откликиваются совочками или грабельками. Особый восторг вызывает тот момент, когда сквозь песок начинает проглядывать кусочек спрятанной игрушки. Маленькая победа вдохновляет на более энергичное раскапывание. Суть в том, что увлечение игрой рождает желание вновь спрятать в песке и выкопать игрушку.

Можно научить малышей насыпать песок в ведерки (или формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучки и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.

Игры с бумагой.

Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики, стрелы, изготовлять вертушки или простые салфетки. С 2 лет детей учат пользоваться округлыми безопасными ножницами. Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит удовольствие.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к предметам окружающего мира через дидактические игры по математикеРазвитие познавательного интереса к предметам окружающего мира через дидактические игры по математике С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возрастает актуальность познавательного развития.

Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук детей дошколят через игры с пуговицами». В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для.

Краткосрочный проект «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» Вид проекта: Краткосрочный (1 неделя, познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели. Цель:.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов СЛАЙД № 1. Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов: цвет, форму, величину, тепло,.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «река времени» Технология «река времени» как средство развития познавательного интереса у дошкольников Пульникова Г. А., студентка 41 до группы специальности.

Статья «Развитие познавательного интереса обучающихся через внеклассную работу» Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда,.

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста У меня старшая и подготовительная группа. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование
Опубликовано: 22 июня 2017 в 19:13
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Матюшенко (УИ 203884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД