МААМ-картинки

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора

Рублёва Екатерина Васильевна
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, чем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора» размещена в разделах

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости.

Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.

Главными хранителями фольклора были русские женщины - крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки.

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми («Сорока», «Ладушки», «Коза» и другие, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношение детей средней группы активно использовать малые фольклорные жанры, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.

Ведущим компонентом народной культуры является - Фольклор.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи - своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т. д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенное традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.

Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением, вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

«Пестушки, потешки, поскакушки» побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

Как и в колыбельных песнях, важную роль играл ритм, однако характер его бодрый и веселый.

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота.

Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

Большие ноги

Шли но дороге:

Топ-топ-топ,

Гоп-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочного смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:

Где это видано.

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес. и т. д.

Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки - с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки - с элементами сюжета, игры («ладушки, ладушки.»; «идет коза рогатая.»). В них появляются перечисления, диалоги.

Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого.

Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т. д.

Жеребьевки или («сговоры») определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко).

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).

Заклички и проговорки - генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…

Приговорки произносить также перед нырянием в реку, для того чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания.

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей : взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления о которых идет речь.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие речевого дыхания. Для эго нужно использовать следующие игры и упражнения. Следить, чтобы дети не напрягались и не уставали.

1. Сильно подуть на воду для образования брызг.

2. Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке.

3. Игра «Пузырь».

4. «Пильщики» - Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова:

Завизжала пила.

Зажужжала, как пчела,

Ж-ж-ж-ж.

Треснула и стала,

Начинай сначала!

5. «Насос».

6. «У медведя во бору».

Дети гурьбой к месту, где находится «медведь», которого изображает один ребенок, и говорят:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее отведенное место).

7. «Угадай, чего не стало?»

Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии которых содержится нужный звук (например, кошка, мишка, мышка, лошадка). Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано.

Для развития голосового аппарата можно предлагать детям прочитать стихотворение «Тише, жабы» с различной громкостью и с использованием средств выразительности.

Тише, жабы. На лугу.

Ни гугу - Чтобы не было беды.

Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче добиться того или иного звука. Дети с большим желанием изображают птиц, животных, подражая им. Подражание является основой для формирования звуков.

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Эту работу я начала с детьми первой младшей группы, знакомя их с потешками. Они создают радостное настроение, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира.

Я подобрала такие потешки, которые отражают действия ребенка, приобретенные через опыт, такие как:

Водичка, водичка, умой мое личико.

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку.

Березонька скрип, скрип,

Моя доченька спит, спит.

Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки. и др.

Знакомя детей с понятием «Семья», закрепляла умение определять родственные отношения между близкими членами семьи, воспитывала привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Например, в потешки «Как у наших у ворот петух зернышки клюет…» можно увидеть отношение петуха к своей семье.

Проводила беседы с детьми о том, как заботливо и нежно мама дома ухаживает за своей малышкой, как ласково её называет. И через потешку старалась показать, что же мама ждет от неё :

Расти коса до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти косынька, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

Заучивала с детьми и другие потешки, через которые дети осваивали нормы поведения.

Сеть тяну, рыбу ловлю.

Попало немало :

Семь окуней,

Пятьдесят карасей,

Один ершок –

И того с горшок.

Ухи наварю,

Деда с бабой покормлю.

Организовывала с детьми игры «Семья», используя потешки. Дети (и даже мальчики) с удовольствием брали кукол, умывали их, кормили, укладывали спать и т. д.

Когда знакомила детей с миром природы, также использовала потешки. С помощью потешек про солнышко и тех, в которых малютку укладывают спать, закрепляла понятие «день-ночь».

В групповой комнате и на прогулке проводила обыгрывание потешек:

Солнышко, выгляни,

Красное, высвети.

(Дети двумя руками делают круговые движения, рисуют солнце.)

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора
Опубликовано: 30 октября 2023 в 18:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД