Пояснительная записка к программе «Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»

Ирина Назаренко
Пояснительная записка к программе «Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»

Первый раздел. Целевой.

Пояснительная записка

Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.

Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. Наша малая родина – Алтай, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и музыканты.

Данная программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с поэтами и писателями, родившимися в Алтайском крае и посвятившими ему свои произведения.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленным исследованиям уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, побудить в них интерес к литературным произведениям, уважение к книге.

Актуальность обращения к объективной проблеме приобщения детей к поэтам и писателям Алтайского края обусловлена тем, что в сегодняшней образовательной практике не определено место и время деятельности по ознакомлению детей с произведениями детских Алтайских писателей и поэтов. Дошкольникам читают мало, бессистемно и зачастую книги, которые случайно оказываются под рукой у воспитателя.

Художественная литература как неотъемлемая часть проникновения ребенка в мир русского литературного языка служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

По результатам аккредитации детскому саду был присвоен государственный статус «ЦРР – 1 категории». В ДОУ особое внимание уделено познавательно-речевому развитию.

Выбранная мною тема рабочей программы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» способствует не только развитию познавательных интересов, но и формирует любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.

Задачи программы:

- формировать представление об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- способствовать развитию речи через заучивание произведений поэтов Алтайского края;

- способствовать развитию речи через инсценировку произведений детских писателей Алтайского края;

- способствовать развитию речи через пересказ произведений детских писателей Алтайского края;

- формировать умение использовать полученные представления в разнообразных жизненных ситуациях.

Основные принципы и подходы реализации программы:

1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе обучения дети выступают как активные исследователи; партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения с детьми; ориентация на личность ребенка, обеспечение условий для творчества детей и проявления уникальности каждого ребенка).

2. Принцип наглядности (широкое представление соответствующих изучаемому материалу наглядных пособий (иллюстрации, фотографии, книги и др.) и технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным).

3. Принцип последовательности (изучение материала происходит последовательно: переход с менее объемных произведений к произведениям, которые сложнее по содержанию, по количеству событий и по количеству героев, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; первоначально знакомство с творчеством, а затем с самими произведениями детских писателей и поэтов Алтайского края).

4. Принцип занимательности (изучаемый материал для детей предлагается интересным, увлекательным с целью формирования желания у них выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата).

5. Принцип научности (на занятиях воспитатель формирует у детей реальные представления и знания. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа) .

6. Принцип доступности (учебный материал программы понятен ребенку, соответствует его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание связано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом).

7. Принцип креативности (ребёнок имеет возможность осознать свои способности и реализовать их, согласно интересам, в различных видах деятельности).

8. Принцип интеграции («Художественное творчество» (в рамках его интеграции «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие»).

9. Принцип коллективности (у детей формируются способы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в условиях совместной деятельности).

10. Принцип добровольной активности (дети не принуждаются, а заинтересовываются деятельностью).

11. Принцип безоценочности (со стороны воспитателя не даются отрицательные оценки деятельности детей,

12. Принцип индивидуализации (при проведении мероприятий создаются условия для подготовки и демонстрации детской инициативы).

13. Принцип эффективного и позитивного взаимодействия с родителями (мотивированное, заинтересованное и совместное проведение мероприятий, общение – когда родители являются активными участниками мероприятий).

После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

- по собственной инициативе поддержать диалог по особенностям творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно рассказать об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно и выразительно рассказать наизусть произведение (или отрывок) детских поэтов Алтайского края;

- самостоятельно пересказать произведение детских писателей Алтайского края;

- инсценировать произведения и отрывки из произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;

- по собственной инициативе создавать иллюстрации к произведениям детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно узнавать по отличительным характеристикам поэтов и писателей Алтайского края и их произведения;

- самостоятельно строить устное высказывание по содержанию произведения (оценка события, характеристика героя др.);

- самостоятельно использовать полученные представления в различных жизненных ситуациях;

- делить впечатлениями со сверстниками о сюжетах, поступках героев.

После реализации рабочей программы в группе:

- оформлен в книжном «островке» тематический раздел с фотографиями и произведениями «Поэты и писатели Алтайского края»;

- изготовлены атрибуты к инсценировкам произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;

- собрана коллекция иллюстраций о природе Алтайского края;

- оформлена выставка книг детских писателей и поэтов Алтайского края;

- оформлена фотовыставка по результатам экскурсии в районную детскую библиотеку.

Второй раздел. Содержательный.

Прежде чем определить направления и основное содержание работы, выбрать наиболее эффективные основные методы и приёмы, необходимо создать условия, важные для успешного воспитания и развития ребёнка в детском саду:

• создание учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических условий;

• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, то есть развивающая и обучающая среда;

• осуществление личностно-ориентированного подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания. Демократический (партнёрский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнёр, но партнёр инициатор и консультант);

• создание положительного микроклимата в коллективе;

• высокий профессиональный уровень педагогов;

• поиск новых путей в построении развивающей среды и жизненного пространства в детском учреждении в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия).

В календарно-тематическом планировании «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» целесообразно использовать следующие способы, формы и методы образовательного сотрудничества:

- литературные исследования по художественным произведениям и творчеству детских писателей;

- проведение экскурсий, викторин, игр-путешествий;

- инсценировка литературных произведений;

- встречи с детскими поэтами и писателями Алтайского края;

- творческие конкурсы чтецов;

- презентация детьми продуктов собственной творческой деятельности (стихотворения, иллюстрации, фотографии и др.);

- тематические беседы;

- оформление выставок;

- наблюдение;

- прослушивание аудиозаписи;

- пересказ;

- дидактические игровые упражнения;

- разучивание наизусть;

- выразительное рассказывание;

- рассматривание иллюстраций;

- конкурсы и др.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитываем патриотов» КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ» «Нельзя научить любить Родину, не любя своего края» Неотъемлемая часть любой системы образования.

Патриотическое воспитание у дошкольников.Патриотическое воспитание у дошкольников. Одной из важнейших задач в дошкольных учреждениях является патриотическое воспитание детей!Дети должны быть патриотами своей.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Пояснительная записка к программе «Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 06:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

Деревья нашего участка осенью
Уважаемые коллеги! Кажется, что совсем недавно в нашем детском саду на новых участках не было ни одного дерева. И вот три года подряд мы сажаем и "растим"...
Отчет о проведении Недели ресурсосбережения
Мы с детьми второй год участвуем в Международной Неделе Ресурсосбережения. Каждое утро начинала с беседы о сохранении тепла, воды или электроэнергии....
Мастер-класс изготовления поделки из солёного теста «Новогодний домик» для детей от...
Осень подходит к своему логическому завершению. Скоро декабрь и новогодние праздники. Мы с ребятами решили заранее готовить сувениры и памятные подарки к...