Пояснительная записка к программе «Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»

Ирина Назаренко
Пояснительная записка к программе «Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»

Первый раздел. Целевой.

Пояснительная записка

Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.

Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. Наша малая родина – Алтай, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край,в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и музыканты.

Данная программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с поэтами и писателями, родившимися в Алтайском крае и посвятившими ему свои произведения.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.По данным многочисленным исследованиям уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, побудить в них интерес к литературным произведениям, уважение к книге.

Актуальность обращения к объективной проблеме приобщения детей к поэтам и писателям Алтайского края обусловлена тем, что в сегодняшней образовательной практике не определено место и время деятельности по ознакомлению детей с произведениями детских Алтайских писателей и поэтов. Дошкольникам читают мало, бессистемно и зачастую книги, которые случайно оказываются под рукой у воспитателя.

Художественная литература как неотъемлемая часть проникновения ребенка в мир русского литературного языка служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

По результатам аккредитации детскому саду был присвоен государственный статус «ЦРР – 1 категории». В ДОУ особое внимание уделено познавательно-речевому развитию.

Выбранная мною тема рабочей программы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» способствует не только развитию познавательных интересов, но и формирует любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.

Задачи программы:

- формировать представление об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- способствовать развитию речи через заучивание произведений поэтов Алтайского края;

- способствовать развитию речи через инсценировку произведений детских писателей Алтайского края;

- способствовать развитию речи через пересказ произведений детских писателей Алтайского края;

- формировать умение использовать полученные представления в разнообразных жизненных ситуациях.

Основные принципы и подходы реализации программы:

1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе обучения дети выступают как активные исследователи; партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения с детьми; ориентация на личность ребенка, обеспечение условий для творчества детей и проявления уникальности каждого ребенка).

2. Принцип наглядности (широкое представление соответствующих изучаемому материалу наглядных пособий (иллюстрации, фотографии, книги и др.) и технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным).

3. Принцип последовательности (изучение материала происходит последовательно: переход с менее объемных произведений к произведениям, которые сложнее по содержанию, по количеству событий и по количеству героев, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; первоначально знакомство с творчеством, а затем с самими произведениями детских писателей и поэтов Алтайского края).

4. Принцип занимательности (изучаемый материал для детей предлагается интересным, увлекательным с целью формирования желания у них выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата).

5. Принцип научности (на занятиях воспитатель формирует у детей реальные представления и знания. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа) .

6. Принцип доступности (учебный материал программы понятен ребенку, соответствует его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание связано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом).

7. Принцип креативности (ребёнок имеет возможность осознать свои способности и реализовать их, согласно интересам, в различных видах деятельности).

8. Принцип интеграции («Художественное творчество» (в рамках его интеграции «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие»).

9. Принцип коллективности (у детей формируются способы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в условиях совместной деятельности).

10. Принцип добровольной активности (дети не принуждаются, а заинтересовываются деятельностью).

11. Принцип безоценочности (со стороны воспитателя не даются отрицательные оценки деятельности детей,

12. Принцип индивидуализации (при проведении мероприятий создаются условия для подготовки и демонстрации детской инициативы).

13. Принцип эффективного и позитивного взаимодействия с родителями (мотивированное, заинтересованное и совместное проведение мероприятий, общение – когда родители являются активными участниками мероприятий).

После реализации рабочей программыдети будут готовы и способны:

- по собственной инициативе поддержать диалог по особенностям творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно рассказать об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно и выразительно рассказать наизусть произведение (или отрывок) детских поэтов Алтайского края;

- самостоятельно пересказать произведение детских писателей Алтайского края;

- инсценировать произведения и отрывки из произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;

- по собственной инициативе создавать иллюстрации к произведениям детских писателей и поэтов Алтайского края;

- самостоятельно узнавать по отличительным характеристикам поэтов и писателей Алтайского края и их произведения;

- самостоятельно строить устное высказывание по содержанию произведения (оценка события, характеристика героя др.);

- самостоятельно использовать полученные представления в различных жизненных ситуациях;

- делить впечатлениями со сверстниками о сюжетах, поступках героев.

После реализации рабочей программы в группе:

- оформлен в книжном «островке» тематический раздел с фотографиями и произведениями «Поэты и писатели Алтайского края»;

- изготовлены атрибуты к инсценировкам произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;

- собрана коллекция иллюстраций о природе Алтайского края;

- оформлена выставка книг детских писателей и поэтов Алтайского края;

- оформлена фотовыставка по результатам экскурсии в районную детскую библиотеку.

Второй раздел. Содержательный.

Прежде чем определить направления и основное содержание работы, выбрать наиболее эффективные основные методы и приёмы, необходимо создать условия, важные для успешного воспитания и развития ребёнка в детском саду:

• создание учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических условий;

• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, то есть развивающая и обучающая среда;

• осуществление личностно-ориентированного подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания. Демократический (партнёрский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнёр, но партнёр инициатор и консультант);

• создание положительного микроклимата в коллективе;

• высокий профессиональный уровень педагогов;

• поиск новых путей в построении развивающей среды и жизненного пространства в детском учреждении в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия).

В календарно-тематическом планировании «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» целесообразно использовать следующие способы,формы и методы образовательного сотрудничества:

- литературные исследования по художественным произведениям и творчеству детских писателей;

- проведение экскурсий, викторин, игр-путешествий;

- инсценировка литературных произведений;

- встречи с детскими поэтами и писателями Алтайского края;

- творческие конкурсы чтецов;

- презентация детьми продуктов собственной творческой деятельности (стихотворения, иллюстрации, фотографии и др.);

- тематические беседы;

- оформление выставок;

- наблюдение;

- прослушивание аудиозаписи;

- пересказ;

- дидактические игровые упражнения;

- разучивание наизусть;

- выразительное рассказывание;

- рассматривание иллюстраций;

- конкурсы и др.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитываем патриотов» КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ» «Нельзя научить любить Родину, не любя своего края» Неотъемлемая часть любой системы образования.

Патриотическое воспитание у дошкольников.Патриотическое воспитание у дошкольников. Одной из важнейших задач в дошкольных учреждениях является патриотическое воспитание детей!Дети должны быть патриотами своей.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Пояснительная записка к программе «Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 06:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...