Наталья Владимировна Кулижская
Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
Публикация «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к общению и взаимодействию, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.
2. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
3. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т. д.
Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Выделенная проблема определила методическую тему воспитателя «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники».
Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов:
Л. Е. Белоусовой, Т. В. Большевой, Л. В. Омельченко, Т. Б. Полянской,
Т. А. Ткачеснко и др. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития связной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников.
Цель: создать условия для успешного развития речи дошкольников средствами мнемотехники.
Для решения этой цели решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Описать опыт работы воспитателя по методической теме.
3. Проанализировать диагностический материал, отражающий результативность педагогической работы.
4. Сделать выводы и определить перспективные направления профессиональной деятельности.
Новизна моего педагогического опыта заключается:
– в использовании принципа интеграции содержания всех образовательных областей и разных видов детской деятельности;
– в применении мнемотехники для развития речи детей на основе комплексно-тематического планирования (осень – зима – весна – лето).
Ожидаемые результаты работы по методической теме:
– увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития связной речи; отсутствие детей с низким уровнем;
– сформированность у детей умений пользоваться мнемотаблицами для составления описаний, рассказов, заучивания стихотворений наизусть;
– обогащение предметно-пространственной среды детского сада различными наглядными материалами по мнемотехнике;
– увеличение количества родителей, принимающих активное участие во взаимодействии с детским садом и удовлетворенных этим взаимодействием.
Предполагаемые результаты работы с детьми:
- расширится активный и пассивный словарный запас;
- появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией;
- расширится круг знаний об окружающем мире;
- дети больше заучат стихов, разовьется их память;
- поднимется уровень мотивации коллективных достижений у детей.
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.