Папки-передвижки

Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники

Наталья Владимировна Кулижская
Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

Публикация «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники» размещена в разделах

1. Существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к общению и взаимодействию, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.

2. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

3. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т. д.

Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.

Выделенная проблема определила методическую тему воспитателя «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники».

Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.

Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов:

Л. Е. Белоусовой, Т. В. Большевой, Л. В. Омельченко, Т. Б. Полянской,

Т. А. Ткачеснко и др. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.

Объектом исследования является процесс развития связной речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников.

Цель: создать условия для успешного развития речи дошкольников средствами мнемотехники.

Для решения этой цели решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Описать опыт работы воспитателя по методической теме.

3. Проанализировать диагностический материал, отражающий результативность педагогической работы.

4. Сделать выводы и определить перспективные направления профессиональной деятельности.

Новизна моего педагогического опыта заключается:

– в использовании принципа интеграции содержания всех образовательных областей и разных видов детской деятельности;

– в применении мнемотехники для развития речи детей на основе комплексно-тематического планирования (осень – зима – весна – лето).

Ожидаемые результаты работы по методической теме:

– увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития связной речи; отсутствие детей с низким уровнем;

– сформированность у детей умений пользоваться мнемотаблицами для составления описаний, рассказов, заучивания стихотворений наизусть;

– обогащение предметно-пространственной среды детского сада различными наглядными материалами по мнемотехнике;

– увеличение количества родителей, принимающих активное участие во взаимодействии с детским садом и удовлетворенных этим взаимодействием.

Предполагаемые результаты работы с детьми:

- расширится активный и пассивный словарный запас;

- появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией;

- расширится круг знаний об окружающем мире;

- дети больше заучат стихов, разовьется их память;

- поднимется уровень мотивации коллективных достижений у детей.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники
Опубликовано: 20 августа 2021 в 10:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна Кулижская (УИ 775453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД