МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи с использованием моделей»

Селезнева Тамара
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи с использованием моделей»

Семинар-практикум для родителей

«Развитие речи с использованием моделей»

Цель: ознакомление законных представителей воспитанников с методом наглядного моделирования и приёмами его использования при работе с детьми

Задачи: раскрыть понятия «Метод наглядного моделирования», «Мнемотехника»; познакомить с различными вариантами использования данного метода при организации образовательного процесса с детьми.

Ход мероприятия

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие речи с использованием моделей“» размещена в разделах

1. Приветствие, вступительное слово, теоретическая часть

Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение засыпавшее дом богач и гостей пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и культура речевого общения. Развитие речи – это не только умение правильно строить предложения. Ребенок должен уметь рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком - то событии, явлении о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Однако как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме уровень речевого развития воспитанников недостаточен.

Наглядность - один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего образовательного процесса.

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития детей – метод наглядного моделирования или мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Ребенок-дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с воспитанниками состоит в том, что:

1. Ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для них характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью

3. Применяя графическую аналогию - умение видеть главное, систематизировать полученные представления.

2. Практическая часть

- А сейчас, хотим предложить Вам, уважаемые родители выполнить несколько заданий, в которых используется метод наглядного моделирования. На столах у Вас лежат карандаши, ножницы, журналы, картинки, которые необходимы для дальнейшей работы, если вы не обладаем художественными способностями и вам сложно нарисовать понятный рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками.

1. Упражнение «Рисуем слова» (родители рисуют схематично называемые педагогом слова): ВОДА, ЯБЛОКО, СОЛНЦЕ, ЯЩИК, ШОКОЛАД, КУРИЦА, ЗАБОР, ОВЦА, ДОЖДЬ

2. Упражнение «Прочитай текст, заменяя картинки словами»

3. Упражнение «Автоматизация звуков в словах»

4. Упражнение «Опиши предмет по схеме»

5. Упражнение «Соотнеси схему с текстом загадки»

6. Упражнение «Сказка»

3. Заключительная часть

Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию.

Введение метода наглядного моделирования в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования данного метода дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

Публикации по теме:

«Скоро в первый класс!» Семинар-практикум для родителей с использованием игровых технологий Форма проведения: игра с элементами тренинга Цель проведения данного мероприятия с родителями: создание условий для повышения компетентности.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников» Цель семинара: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей. Задачи: -совершенствование работы.

Семинар-практикум для родителей «О влиянии телевидения и СМИ на развитие детей»! Семинар-практикум для родителей о влиянии телевидения и СМИ на детей. Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия.

Семинар практикум для родителей по развитию речи «Растем вместе» Семинар-практикум «Растем вместе» для родителей в рамках клуба «СемьЯ» Цель:Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком,.

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в страну «Развитие речи» Практикум для родителей «Игра-путешествие по стране «Развитие речи» Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития речи у.

Презентация «Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас сегодня на семинаре-практикуме, тема которого звучит так – «Развитие речи детей.

Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр для развития речи Цель: развитие компетентности родителей в использовании дидактических игр для развития речи ребенка в семье. Задачи: 1. Расширить представления.

Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» Цель — обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР. Задачи: -заинтересовать родителей речью собственного.

Семинар-практикум для воспитателей ДОЦ «Развитие мелкой моторики с использованием игр с шестигранными карандашами» Семинар-практикум для воспитателей ДОЦ"Умница" "Развитие мелкой моторики с использованием игр с шестигранными карандашами» подготовил старший.

Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Исправление речи в домашних условиях» Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли время, и пришли на нашу встречу! Сегодня наше родительское собрание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи с использованием моделей»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 18:57
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД