Деулина Дарья
Развитие восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Автор: Деулина Дарья Андреевна, воспитатель, ГБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида, город Дзержинск Нижегородской области
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Известно, что двигательные нарушения у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Далее – НОДА) не дают возможности полноценно освоить все многообразие мира и наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно.
Публикация «Развитие восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
И, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. При организации игровой деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей.
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами цвета и способами их использования. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для себя колористические решения.
Таким образом, цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них, ведь в свою очередь один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить, а ведь дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые, и они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета – физиологического, оптического и эмоционального – относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Игры, направленные на восприятие цвета
1. «Какого цвета не стало?» Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
2. «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
3. «Накорми куклу». Взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости: "Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки, такого же цвета, как ее платье. Раздай куклам их чашки". То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. Если ребенок затрудняется, взрослый использует метод сличения (такая-не такая)
4. «Укрась бабочку». Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
5. «Чудесные грибочки». Педагог объясняет ребенку, что сейчас малыш отправится собирать необыкновенные грибы, а именно разноцветные, и собрать их нужно в корзину определенного цвета. Красные грибочки в красную корзину, желтые в жёлтую.
6. «Посади жука на свой листок». Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и какого они цвета. Жуки любят отдыхать на листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.
7. «Помоги рыбкам». Предложить помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показать, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».
В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате воспитательно-образовательной работы с использованием дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.
Литература
1. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - Москва: «Просвещение», 1988;
3. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника
4. Дубровская. Н. В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.