МААМ-картинки

Консультация «Речевое развитие дошкольников»

Екатерина Шерстобитова
Консультация «Речевое развитие дошкольников»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Шерстобитова Е. В., воспитатель

МДОУ Детский сад №11 г. Черемхово

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово ребенка незамедлительно попадает в семейный архив и дает повод для великой отцовской гордости. Человеческий язык – изобретение цивилизации, система условных знаков и определенных правил.

Публикация «Консультация „Речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах

Речевое развитие дошкольника формируется гораздо эффективнее, когда дети растут, играя с ровесниками и благодаря общению в семье. Zhurnal-razvitie.ru рекомендует приучать ребенка к общественным занятиям, разговаривая с ним.

Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Ребенок начинает учиться сравнивать, искать общие черты и понимать разницу вещей, он учится делать выводы.

В возрасте пяти лет ребенок умеет изъяснять собственные мысли, строить сложные фразы, он активно делится новыми впечатлениями, запоминает и классифицирует приобретаемую информацию.

Мозг дошкольника обладает потрясающей возможностью вбирать информацию. Дети с жадностью поглощают новое и интересное. Более всего они в восторге от рассказов, где действуют персонажи их возраста, от рассказов о природе и конечно любят, если вы рассказываете им сказки (сказкотерапия для ребенка).

Дети могут слушать одни и те же истории бесконечное число раз, они их запоминают, особенно если заниматься с ребенком играми для развития памяти, а также монтессори играми. И если вы будете невнимательны или допустите неточность в очередном повествовании, малыш вас поправит. Какая-нибудь история вызовет у него больший интерес, и он пожелает прочитать её сам. Сравнивая прочитанную вами историю с картинками, малыш тоже как бы читает книжку, имитирует чтение, переворачивая страничку за страничкой и следя за буквами, пока еще не знакомыми.

В возрасте три года ребенок начинает определять себя как личность и узнает, что такое «я». Далее, участвуя в играх и проводя время с ровесниками, он узнает о других местоимениях — «он», “она», «ты». В процессе игры дети активно и много общаются, подражая друг другу, любимым персонажам книг и кино.

Девочки играют в куклы, подражая мамам, разговаривают и ухаживают за ними, хвалят, ругают, учат. Мальчики занимаются машинками, кричат, имитируют звук мотора, понукают.

С малышом 3-4 лет уже можно вести диалог. Его трудно прервать, он говорит взахлеб и торопиться. Необходимо разговаривать с ним спокойно и ровно, чтобы задать тон и перестроить ребенка на спокойный лад. В пятилетнем возрасте речь должна сформироваться полностью, возможно за исключением нескольких сложных звуков — «р», «ш».

Еще в старину придумали скороговорки с их особенностью повторений букв и слогов и трудностью в произношении. Разучивая и повторяя с малышом скороговорки, вы ускорите развитие речи ребенка. И детям очень нравятся эти веселые четверостишия, которые так трудно произнести, например,

Говорит попугай попугаю:

— Я тебя, попугай, попугаю!

— Попугай ты меня, попугай, —

Говорит попугай попугаю.

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом, например,

На лугу паслась корова — «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел — «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул — «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел — «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик — «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал — «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал — «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Следует учитывать особенности восприятия малыша, ваши действия понимаются “зеркально”,

Общие рекомендации для развития речи дошкольника

Детям нужно научиться произносить правильно и не пропускать звуки, четко строить слова и выражать мысли. Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с проблемными звуками, если у ребенка не получается правильно произнести этот звук или он вовсе его пропускает. Гораздо эффективнее, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Как правило, речевые функции ребенка выравниваются сами собой. Кстати, ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, поэтому советуем прочитать эту статью — «Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения».

Если правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, необходимо обратиться за помощью к логопеду, специалисту детской поликлиники. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.

В развитие речи детей дошкольного возраста важно, чтобы дошкольник научился слушать, сознавать смысл и реагировать ответом на вопросы. Не стоит засыпать малыша одним только чтением. Ради этого необходимы частые беседы, учить его пересказывать прочитанное, четко выражать свои мысли и мнение. Очень хорошо развивать память, учить небольшие стишки и куплеты из песен. Развивая связную речь необходимо придумывать разные истории, например, по комиксам. Или заинтересовать таким заданием, как например, сочинить конец рассказа, прервав чтение на самом захватывающем месте. Это эффективно развивает фантазию, активность и логическое мышление.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Игры и стихи, упражнения, которые можно использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Литература

1. Леонтьев, А. Н. Речевая деятельность /А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. - М. : Просвещение. - 1997. - 405 с.

2. Ушакова, Т. Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т. Н. Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - N3. - С. 59-69.

3. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – М. МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

4. Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников / Н. Миронова // «Дошкольное воспитание», № 10, 2006 г.

5. Ушакова, О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О. С. Ушакова. - М. ИПТ, 2001 г. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Речевое развитие дошкольников»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 19:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД