Папки-передвижки

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста для развития звукопроизношения

Татьяна Становова
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста для развития звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста, для развития звукопроизношения"

• Аннотация

Данная статья предназначена для родителей детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также для практикующих логопедов, работающих с детьми в дошкольных учреждениях.

Публикация «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста для развития звукопроизношения» размещена в разделах

Ключевые слова: Логопедия, коррекция звукопроизношения, автоматизация звука – «р», речевые игры для детей дошкольного возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими фонетико – фонематические или фонетические нарушения, логопеду очень важна помощь родителей, которые могут поддержать речевые навыки ребенка в условиях дома. Следует объяснить, что только путем постоянной совместной работы можно добиться хороших результатов по коррекции звукопроизношения и предупредить речевые проблемы в школьном возрасте на уроках освоения родного языка.

Помимо однообразного проговаривания слоговых цепочек, слов, словосочетаний и фраз, можно предложить детям разнообразные речевые игры, которые будут интересны каждому ребенку, не заставят его скучать и непременно помогут побыстрее ввести навык чистого произношения звуков в самостоятельную речь. Помимо этого, такие игры помогут ему развить слуховое восприятие, внимание, память, логику и воображение. Также, выполняя данные задания в игровой форме, родители помогут ребенку расширить и активизировать словарный запас, закрепить в речи правильные грамматические формы, развить и совершенствовать связную речь.

Чтобы простое задание превратить в игру, нужно добавить игровой компонент- условие, с помощью которого будет построен алгоритм игры.

Примеры речевых игр, которые можно предложить в «копилку» родителям.

1. «Поймай звук – «р», среди других звуков.

Взрослый произносит по цепочке разные звуки, среди которых, также добавляет звук - «Р». Ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит этот звук.

Л – Р – Ж – Р – Н – Р – Д – Л – Л – Р – Б – Г – Д и т. д.

2. «Поймай звук – «Р» в слове.

Взрослый произносит по цепочке разные слова. Ребенок хлопнет в ладоши, только когда услышит звук - «Р» в слове.

Ручка, дом, парта, сарай, гном, торт, канава, нора, перо, газета, подъезд, топор.

3. «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

Взрослый проговаривает цепочки из двух – трех слогов, в которых есть звук – «Р», а ребенок должен их повторить в том же порядке, не искажая звукопроизношение.

РА – РО – РУ, РЫ – РУ – РО, АР – ОР – УР, ИР – ЫР – ОР,

АРА – АРО – АРУ, АРЫ – АРУ – АРО, УРО – УРУ – УРЫ и т. д.

4. «Проговори и договори слово»

Взрослый просит договорить окончание слова – слог «РА» и назвать слово целиком, четко произнося звуки. Также можно подабрать ряд слов, которые заканчиваются на слоги «РО» или «РЫ»

Но – ра го -. , жа-, детво -. , кану., Тама., иг., гита., Ве. и т. д.

5. «Похожие слова»

Взрослый называет три слова, два из которых начинаются с одинакового слога, а третий с другого. Ребенок должен повторить только те слова, которые похожи начальным слогом.

Рома – робот – корова; рыба – рыси – корыто; Рая – редис – радуг; рука – рынок – рубашка; ракета – робот – работа; рыжий – рыбак – комары и т. п.

6. «Бабушкин сундук»

Взрослый соревнуется с ребенком в назывании слов со звуком – «Р». Начиная фразу: «Я положу в бабушкин сундук…» добавлять как можно больше слов со звуком – «Р».

7. «Что растет на огороде со звуком – «Р»

Задача ребенка вспомнить и назвать овощи, в названии которых есть звук – «Р»

8. «Найди в книжке на картинке слова со звуком – «Р»

Задача ребенка найти на картинке в книге или в журнале как можно больше слов с заданным звуком.

9. «Найди в комнате предметы в названии которых есть звук – «Р» Задача ребенка найти в комнате (в квартире) как можно больше слов с заданным звуком.

10. «Назови ласково»

Взрослый называет слово со звуком – «Р», прося ребенка назвать этот предмет или живое существо «ласково». Следить за звукопроизношением во время проговаривания.

Корова – коровка, рыба – рыбка, карандаш – карандашик, рука – ручка и т. п.

11. «Один и много?»

Взрослый называет слово (предмет или живое существо) со звуком –«Р», а ребенок в ответ должен назвать слово во множественном числе, контролируя звукопроизношения.

Одна корова, а много (кого) – коров, один парус, а много (чего) – парусов. И т. п.

12. «Что лишнее и почему?»

Взрослый называет четыре слова, среди которых есть одно лишнее, потому что в нем звук «Р» находится не в том же месте, где в остальных словах.

Ребенок выбирает и называет «лишнее слово», объясняя свой ответ.

Рыба, рука, торт, ракушка; сорока, корова, топор, дорога; пир, сыр, руль, кефир

13. «Что таким бывает?»

Взрослый просит подобрать подходящие слова для своего слова, проговаривая оба слова (словосочетание, и следя за звукопроизношением.

Круглый (что? … круглый мяч, круглая тарелка, круглые часы и т. п.

Острый (что? …., красный (что, черный (кто, что, квадратный (кто, что?

14. «Считай и называй»

Взрослый просит ребенка считая до пяти, называть предметы (живые существа, в названии которых есть звук – «Р». При проговаривании следить за звукопроизношением.

Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров.

15. «Слова подружи, что – какое скажи?»

Взрослый называет два слова в одном из которых есть звук «Р». Ребенку предлагается «подружить» эти слова так, чтобы получилось словосочетание. Можно для наглядности привести пример составления такого словосочетания, говоря, «что – какое?»

Море, ветер Что – какое? Морской ветер

Железо, труба; колхоз, рынок; сахар, вата; карман, фонарь; здоровье, человек.

Гусь, перо; страус, яйцо; мужчина, куртка; морковь салат; дружба, семья и т. п.

16. «Проговори и договори»

Взрослый проговаривает предложение, которое нужно закончить словом, в котором должен быть звук «Р». Ребенок должен догадаться, какое слово нужно добавить в предложение, но сначала он должен повторить всю фразу снова, договаривая нужное слово.

У Павла после рисования грязные…. (руки). Дровосек пилил пилой, а рубил …. На празднике Рома ел вкусный, сладкий…. У вороны ноги и черные…. У козы – козье молоко, а у коровы молоко…. и т. п.

17. «Исправь меня, скажи правильно»

Взрослый проговаривая фразу допускает ошибку, говоря глагол в совершенном виде. Ребенку необходимо исправить ошибку, сказав фразу правильно.

Рыбак ловить рыбу удочкой. – Рыбак ловит рыбу удочкой. Рома играть роботом на полу. Корова есть траву в поле. Вертолет лететь над городом. Миша играть дома на фортепиано. Оля сорвать собирать ягоды в лесу. и т. п.

18. «Распутай нелепицу и скажи правильно»

Взрослый говорит фразу- нелепицу с словами, в которых есть звук «Р». Задача ребенка, понять и проговорить правильный смысл фразы, контролируя произношение.

У клюва длинная ворона. У вороны длинный клюв. У робота мальчик Рома. У пятен черная корова. У лепестков белые ромашки. У ножки красный гриб. В картошке варится кастрюля. В собаке сидит конура. По дождю стучит крыша. По машине едет дорога. и. т. д.

19. «Собери фразу из слов»

Взрослый говорит набор слов, из которых нужно собрать правильную фразу. Обязательное условие, чтобы в наборе были слова со звуком – «Р». Ребенок проговаривает правильную фразу, контролируя звукопроизношение.

Рома, ремонтировать, робот, инструменты. Рома ремонтирует робота инструментами.

Игорь, крошить, крошки, в, кормушка, для, воробьи, и, снегири. и т. п.

20. «Расскажи стихотворение, как историю или рассказ»

Взрослый проговаривает и разучивает с ребенком стихотворение, четко проговаривая каждое слово. Далее в вопросно–ответной форме взрослый беседует с ребенком о содержании стихотворения, чтобы узнать на сколько ему понятен смысл излагаемого материала, просит, чтобы ребенок отвечал на вопросы полным ответом, следя за звукопроизношением.

Юрочка

Маленького Юрочку

Обижает курочка.

Отняла пеструшечка

Сладкую ватрушечку,

Унесла из спаленки

Для цыпляток маленьких.

Из-за этой курочки

Без ватрушки Юрочка.

Одного мальчика звали Юрочка. Он был маленький. Его обижала курочка. Курочка была пестрая. Курочка отняла у Юрочки ватрушку и отнесла своим цыплятам. Юрочка очень огорчился, что курочка украла ватрушку, а он ее даже не попробовал.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возрастаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возраста Играть и заниматься с ребёнком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в садик.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Речевые игры на тему «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет. 1. Речевая игра «Сколько овощей» (Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек). Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста для развития звукопроизношения
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 23:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста для развития звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Становова (УИ 928489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД