Получи документы

Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха

Валентина Петрова
Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха
▼ Скачать + Заказать документы

Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха. “

Воспитание экологической культуры стало неотьемлемой частью дошкольного образования. Наш ДОУ “Золотой ключик” работае в режиме экологического воспитания с1995года. В2007 году был принят Закон РС (Я)”Об экологическом образовании и просвещении”, где

Публикация «Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха» размещена в разделах

в Концепции всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания в Якутии написано, что экологическое образование должно обеспечить приоритет духовных и культурных ценностей народов, населяющих территорию РС (Я). И начиная с 2007 года мы начинаем расширить направленность обучения. внося регионализм с углубленным изучением природы родного края. Тут уместно сказать, что Н. А. Рыжова по программе которой мы работаем,в своей книге “Природа-наш дом” написала что “ Регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей”.

Хочу сказать, что воспитание экологического воспитания у дошкольников в нашей республике немыслимо без знакомства с национальной культурой народа Саха с его определенными традициями, обычаями, верованиями. Обучение я стала проводить в форме интегрированных занятий по экологии и якутской национальной культуры,а иногда при этом, в зависимости от ситуаций,употребляя якутские слова,

При внесении регионального компонента по экологическому образованию определенное место занимают имена мифоэпических героев народа. В историко- культурном атласе Якутии написано что якутский народ верил, что природа живая, все объекты и явления ее имеют своих духов, т. е. владетелей, хозяев, владык, хранителей, т. е. внутреннюю таинственную силу. Это Баай Байанай, Бык Чудище-Морозище, Чисхан, госпожа Аан Алахчын. (Слайды) Наша цель- показать детям через эти образы природооберегающий и природоохранный харахтер жизни в природе Якутии, а также ответственность человека за сохранение природы.

Как это мы реализуем в нашем образовательном процесе. Все эти образы связаны с якутской мифологией, совокупностью мифов, устных рассказов, отражающих верования народа, их миропонимание и воззрение на природную и социальную действительность. В начале зимы начинаем знакомить с хозяйственно-бытовым укладом и жизнедеятельностью народа,где традиционные занятия и быт связаны с природой и напрямую зависят от ритма природы. (Слайды) деревянный календарь. Объясняя изменения в живой и неживой природе, связанные с началом зимыв нашем крае, знакомим с якутским календарем природы. Гле каждый месяц соответствует названиям мифоэпических героев народа Саха. Н-р, ноябрь месяц –это месяц Баай байаная. (Слайды) Б-Байанай- это хозяин тайги, он покровитель охотников. Его самого не видно, но он сам видит, как человек ведет себя в лесу, в природе. Тут уместно читать детям отрывок из произведения А. Е Кулаковского “Благословения Байаная” .

Щедро богатый ты, хозяин тайги, ниспосли мне удачной охоты.

Во время занятия проводим такую динамическую паузу-дети имитируют катание на лыжах (слайды), объясняя, что раньше к охотников были очень широкие лыжи, которые не проваливались в сугробе. Можно создать ситуацию: поднимаемся на горку, смотрим через бинокль, есть ли животные, спускаемся с горки. Затем играем в игру “Охота на зайцев”.(Слайды).Игра проводится по типу боулинг. Это более гуманный подход. мягкое приземление зайцев. Через этот образ знакомим с экологическими запретами, что человек не должен допускать бездумного истребления животных и птиц, рыб. Он должен взять природы только то, что необходимо для пропитания и для теплой одежды. Человек не должен охотиться ради трофеи. Цель знакомства с этим героем- расширить представления детей о содружестве человека и природы. ответсвенность человека за сохранение живой природы. Проводим экологические игры ”Ящик ощущений”,”Чьи следы”, “Кто чем питается”, “Рыбаки и рыбки”,”Ловля рыб”.(Слайды). Правило этой игры- в этой емкости есть рыбки большие и маленькие. Цель этой игры – ловить только больших рыб, а маленьких рыб оставить, чтоб эти маленькие рыбки выросли и оставили потомство.

Следующий зимний месяц –декабрь. По якутскому преданию в этом месяце свирепствует Бык -Чудище – Морозище. (слайды).Как дохнет этот бык, изо рта густой туман изрыгается и всю землю окутывает туманом. Тут уместно прочитать сказку Суорун Омоллооно “Серебряные рога”. А хранителем якутских морозов является Чисхан. (Слайды) Объсняю, что Чисхан охраняет нашу вечную мерзлоту. Если имя Б-Байаная связана с с правилами поведения в природе, то Чисхана это волшебство, задор, веселье, поэзия. Чисхан занимает определенное место. Границы Чисхана расширяются. Ежегодно наши дети его видят на площади Орджоникидзе. В он произвел фурор в Москве. (показ картинок) .В прошлом году показывали по телевизору, что Д-Мороз в костюме Чисхана был в Голландии. С Чисханом связано много игр. Уважаемые коллеги, я призываю вас играть игру от Чисхана. “Мороз велик, стоять не велит”. Цель этой игры: систематизировать представление детей о временах года по основным существенным признакам, у детей развивается поэтическое восприятие мира, любовь к поэзии. Правило игры. Вы должны стоять в две шеренги. Дети слушают стихи якутских и русских поэтов о временах года. И если фразы относяся к зимним условиям существования, то вы должны шагать вперед и если фразы не относятся к зиме, то вы должны стоять на месте. Н-р.

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Скажите, почеиу вы шагали вперед. Ваши ответы. И после каждой фразы вы должны доказать ваше движение, почему стоите, или почему шагаете вперед.

Мы пошли по ягоды в дальний лес,

Видимо-невидимо там чудес!

На полянке у тропинки пробиваются травинки,

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Зашумела,разгулялась в поле непогода.

Поднялась метель да въюга,

И не видно света.

Едем, едем мы домой на машине грузовой.

Ворота отворяй, едет с поля урожай.

Что за чудо-чудеса, загорелись небеса,

Ой, горит –пылает пламя, над сверкающими льдами.

Он горит, а снег не тает,он блестит, не согревает.

Листья танцуют свой хоровод

Снова вернутся через год.

Вот эту игру я провожу во время занятий по двуязычию., во время обучения русскоязычных детей якутской разговорной речи. Я им говорю фразы о природе на якутском языке. Н-Р.

Ыччыы-ычча, тымныы да тымныы.

Туман да туман.

Кун керде. Саас буолла.

Малиналыы барыахпыт. Барыахпыт, барыахпыт.

Чалбах баар, бадараан баар. И т. д.

Абытыый-абытай, итии да итии.

Салааскалыыбыт, ханкылыыбыт. хаар хаар хаачыргыыр.

Манан хаар тулабар туртанныыр, туртанныыр.

Илиим да тонно, тарбахтарым агыйда.

Следующая игра от Чисхана : Хорошо-плохо. Объект игры-мороз. Цель этой игры-дать детям представление о диалектическом понимании мира.

Докажите, что мороз- это хорошо. Н-р: речки замерзают, и это готовый каток, можно кататься с горки, на лыжах, это готовый морозильник. и т. д.

Когда темно, огни города горят ярче, ярче горят неоновые лампы.

Теперь докажите, что мороз –это плохо. Нельз я долго гулять. Из-за густого тумана плохая видимость, руки мерзнут, щечки мерзнут. Во время знакомства с Чисханом проводим динамические паузы, потому что Чисхан –это воплощение снега, пурги, метели. Дети изображают вихрь (кувырки вперед, поземку (перекатывание богом, метель (кружатся с подпрыгиванием).А еще Чисхан-это якутский Дед Мороз.

В предновогодние дни мы оформляем стенд ”Владения Чисхана”, это фотографии ледяных скульптур с этно-туристичнского комплекса “Чочур-Муран”.

А с наступлением теплых дней, с началом лета, мы знакомим детей с духом, хозяином земли, с заступницей природы -это госпожа Аан Алахчын. Это образ родной Земли, покровительница всего живущего и растущего на этой Земле. Она обычно обитает на крупных березах, на опушке леса. Мы играем с детьми такую природоведческую игру :”Наше дерево умеет “. Правило игры: Предложить детям ответить на вопросы “ Что умеет наше дерево? “ - подбираются глаголы: шелестеть, расти, качаться. Ув. коллеги еще скажите, что умеет дерево.

Следующая природоведческая игра от госпожи А-Алахчын “ Я видел на нашем дереве” .Цель этой игры, развивать память и помогает вспомнить особенности жизни дерева. Я начинаю : “ Я видел на нашем дереве лист”. Ребенок дополняет :” Я видел на нашем дереве лист и птицу”. 3-ий ребенок дополняет :” Я видел на нашем дереве лист, птицу, ягоду, и капельку росы “ и т. д. Коллеги, что еще можно дополнить к вышесказанным словам.

С именем А-Алахчын связаны моральные запреты природоохранного содержаниячего нельзя делать в природе (слайды)

Нельзя рвать цветы, ломать веточку, топтать растения, давить насекомых, не разорять гнезда, нельзя разводить костер в лесу, оставлять мусор в лесу.

А надо красоту природы запечатлевать, фотографировать, снимать на видеокамеру. Скажите, коллеги, как можно еще беречь и сохранить природу.

Имя госпожи А-Алахчын связано еще с якутской национальной культурой, с традициями и обрядами народа. Так, госпожа А-А лахчын приходит к нам во время празлника встречи –ысыах. (слайды). В честь ее мы окропляем землю, украшаем березы саламой. (слайды).

Ув. Коллеги, как вы заметили, имена этих образов Баай-Байанай, Чысхаан, Аан-Алахчын это непереводимые, неизменяющиеся исконно якутские слова. Эти слова несут в себе своеобразный национальный колорит, полностью отражают якутскую действительность. эти слова органически входят в русский текст, поэтомудетям легче усвоить в своем лексиконе и понимать значение темы. Н-р: дети говорят “Я видел Чисхана в цирке” или “На площади Оржоникидзе был Чисхан”. Или “Ноябрь- месяц Б-Байаная”.

Можно проводить литературные викторины по мотивам якутских народных сказок. Н-Р:

- В каком месяце отламывается первый рог у Быка-чудище –морозище?

1-.январе. 2-.феврале. 3-марте. Правильный ответ-феврале.

-Из-за какой птицы остались зимовать в нашем краю другие пернатые?

1-филин, 2- куропатка, 3-воробей.

- Какая птица не хотела поделиться секретом своего быстрого перелета с севера на юг?

- 1-соловей, 2-ворона, 3- журавль. Правильный ответ-ворона.

Хочу знакомить с литературой, которыми я пользуюсь. Эта книга 1.“Якутия удивительная и загадочная”. В книге кроме природных богатств, показаны духовная культура, обычаи и традиции народов.

2. Историко-культурный атлас Якутия. То, что я отметила в этой книге, якутский народ верил, что природа живая, все объекты и явления ее имеют своих духов, т. е. владетелей, хозяев, владык, хранителей, т. е. внутреннюю таинственную силу.

3. Энциклоклопедия Якутии. Это издание –одна из первых в России региональных энциклопелий.

Кроме это вырезки газет, журналы. (показ).

В заключении хочу сказать, что воспитание гуманно-ценностного отношения к природе посредством таких природоохранных игр расширяет представление детей о содружестве человека и п

Публикации по теме:

«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент)«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент) На территории нашей малой родины в естественных условиях произрастает великое множество лекарственных растений, которые являются составной.

«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент Юг России - это наша малая Родина, которая чрезвычайно богата водными артериями, река Миус, протекающая по территории нашего района одна.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент»Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент» Вчера у нас целый день шел дождь. А, как хороша природа после дождя. Вокруг деревья, кустарники, цветы, стряхивают с себя оставшиеся капли.

НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» региональный компонент НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» (региональный компонент)[/b] Цели: •Расширение кругозора и представления об окружающем.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Региональный компонент. Конкурс чтецов «С днем рожденья, Ямал». ВидеоРегиональный компонент. Конкурс чтецов «С днем рожденья, Ямал». Видео Ведущий: Скажите, дети, сколько в этом году исполнилось лет нашему краю – Ямалу? (90 лет). Правильно. А знаете ли вы, что означает слово.

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.

Военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент. 2 частьВоенно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент. 2 часть Региональный компонент как средство патриотического воспитания. Уважаемые коллеги, сегодня я Вам хочу представить вторую часть рассказа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 07:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Петрова (УИ 2795727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД