Елизавета Матрёнина
Рекомендации учителю-логопеду по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция темпо-ритмической организации речи рекомендуем проводить по методикам Ю. О. Филатовой, И. А. Поваровой, Е. Ф. Архиповой, Н. В. Серебряковой Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой. Коррекционная работа по формированию темпо-ритмической организации речи начиналась со становления ритмизации и координации движений и будет направлена на развитие чувства темпа и ритма речевых и неречевых движений [1]. Логопедическая ритмика содержит различные двигательные упражнения в следующей последовательности:
Публикация «Рекомендации учителю-логопеду по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
1)ритмическая разминка.
Главными задачами разминки являются развитие скоординированнсти рук и ног, ориентация в пространстве, умение изменять темп и ритм движения. С этой целью применяются вводная ходьба, чередование ходьбы и бега, элементы танцевальных и физкультурных движений;
2)прослушивание музыки.
Прослеживается связь с упражнениями, нормализующими и расслабляющими мышечный тонус. Подбираются разнообразные музыкальные произведения с поочередной сменой мелодий, в зависимости от их характера и темпа;
3)упражнения для развития скоординированной работы речи и движений. Осуществляется проговаривание речевых заданий в сопровождении с двигательными упражнениями под музыку. (Воспроизведение слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов) [7,8];
4)пение.
Использование мелодичных и ритмичных песен, в пении которых будет прослеживаться нормализация темпа речи и речевого дыхания;
5)игра.
При помощи подвижных игр закрепляются навыки, полученные на занятии. В подобных играх воспитываются быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительной частью логоритмики являлась ходьба, характеризующаяся умеренным темпом и ритмом. Главную роль в нормализации темпа и ритма речи играло выполнение специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля и ритмизованных движений (ходьба, прыжки, хлопки). Производилось также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками (одной рукой) по определенному предмету, дирижирование с одновременным проговариванием [10]. Ударному слогу (слову) должен был соответствовать более громкий хлопок или удар ногой, неударному — тихий. Упражнения необходимо сопровождать четким проговариванием, равномерным распределением вдоха и выдоха, соблюдая умеренный темп, синхронизируя произнесение и движение. Начало тренировки послогового ритма осуществлялось в замедленном темпе. Речевой темп ускорялся по мере овладения навыком. Важнейшим составляющим в звене коррекционной работы являлось темпо-ритмическое объединение общей и артикуляционной моторики, что достигалось при помощи специальных упражнений с музыкальным сопровождением. Занятия сопровождались основными составляющими логопедической ритмики, необходимым компонентом комплексной реабилитационной работы. Логопедическая ритмика включала различные двигательные упражнения в следующей последовательности [3,28] :
1) ритмическая разминка.
Ритмическую разминку рекомендуем использовать для организации детей, создания психоэмоциональной и физической готовности к определенным видам деятельности.
Мы рекомендуем следующие упражнения:
1. маршировка под музыку со сменой направлений.
2. ходьба по кругу со сменой направлений под команду “Вправо”, «Влево», «Вперед», «Назад», «В центр» и т. д.
2) упражнения для развития чувства темпа и ритма. Используйте ходьбу, отстукивание и отхлопывание под различные музыкальные темпы и ритмы, а затем пением слов и слогов на заданные ритмы.
Прохлопывайте вместе с детьми ритмические рисунки знакомой песни (песня “Петушок”). Пе-ту-шок Пе-ту-шок Золо-той гре-бе-шок.
3) упражнения на развитие скоординированной речи и движений. Ритмизация моторных функций способствует осуществлению ритмизованных речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений являлась ритмизация устной речи. Для этого используйте двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием усложняющихся речевых заданий. Вначале использовалось средний музыкальный темпо-ритм, который позволял детям сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных.
Необходимо чтобы дети под музыку проговаривали стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.
Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.
А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх. А над нами сосны, ели —ритмично делают наклоны.
Головами зашумели в стороны, покачивая поднятыми вверх руками. Грянул гром — делают хлопок.
Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки.
Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками. Постепенно темпо-ритм усложнялся и менялся.
4) для пения выбирайте ритмичные и мелодичные песни. В процессе работы с целью усложнения пробуйте песни с меняющимися темпо-ритмическими характеристиками [11].
5) игра. Специфической задачей коррекционной работы на данном этапе являлось развитие чувства ритма. Ритмическая способность представлялась средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма изначально имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом развития у детей моторики, зрительно- моторных координаций, а затем и с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполнял важную роль в формировании моторного стереотипа речи.
При обучении детей ритмизации устной речи тщательно подбирайте речевой материал. На начальных этапах работы при подборе стихотворных текстов учитывайте, чтобы стихи были с устойчивой ритмикой (однообразным распределением ударных слогов в строфе). Они должны были содержать простую лексику и состоять из коротких фраз.
С целью установления речевой плавности, помимо отработки ритмизованной артикуляции на стихотворных текстах, применяйте различные виды упражнений на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Например, упражнение на отработку послогового ритма. Проговаривание каждого слога сопровождайте отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони выпадает на гласную. Тренировка послогового ритма начиналась с замедленного темпа, впоследствии постепенно ускоряющегося. В результате ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания. Особое внимание обращайте на то, чтобы во время речевой паузы у детей не прекращались движения руки. Благодаря этому по окончании паузы дети смогут легко вступать в речь. Полный стиль произнесения способствует выделению определенной ритмической структуры слова в единой артикуляторную программу, слоги выровняется в зависимости от времени произнесения, что приводит к ритмизации речевого процесса и формированию плавной речи [18,27]. Применяйте виды упражнений, направленные на выработку ритмизации речевых артикуляций. Для достижения автоматизации темпо-ритмической организации речи детей, используйте стабильный и индивидуальный темпо-ритм, характерный для каждого ребенка.
Также нами были разработаны игры и упражнения по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Они представлены в Приложение 4.
Игры и упражнения по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
«Кошачьи лапки».
Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Кот Персик любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)
«Делай также».
Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.
Материалы: картинки с изображением деревьев, грозы, дождя, цветов, домашних животных и их детёнышей.
Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).
«Дождь в лесу» Агния Барто.
Мы хо-ди-ли по гри-бы,
За-би-ра-лись под ду-бы.
Вдруг-дождь! Да ка-кой.
Ста-ла про-се-ка ре-кой!
Я гля-жу из-под пла-ща,
Как, тре-ща и тре-пе-ща,
Гну-тся ве-тки на ве-су.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не-ту боль-ше ти-ши-ны.
Мы сто-им ог-лу-ше-ны:
Ли-вень с веет-ром по-по-лам
Бьёт по веет-кам, по ство-лам!
Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,
Листь-я все пе-ре-лис-тал.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не гри-бы до-мой не-су -
Од-ни дож-дин-ки на но-су.