Получи документы

Рекомендации учителю-логопеду по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Елизавета Матрёнина
Рекомендации учителю-логопеду по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекция темпо-ритмической организации речи рекомендуем проводить по методикам Ю. О. Филатовой, И. А. Поваровой, Е. Ф. Архиповой, Н. В. Серебряковой Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой. Коррекционная работа по формированию темпо-ритмической организации речи начиналась со становления ритмизации и координации движений и будет направлена на развитие чувства темпа и ритма речевых и неречевых движений [1]. Логопедическая ритмика содержит различные двигательные упражнения в следующей последовательности:

Публикация «Рекомендации учителю-логопеду по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

1)ритмическая разминка.

Главными задачами разминки являются развитие скоординированнсти рук и ног, ориентация в пространстве, умение изменять темп и ритм движения. С этой целью применяются вводная ходьба, чередование ходьбы и бега, элементы танцевальных и физкультурных движений;

2)прослушивание музыки.

Прослеживается связь с упражнениями, нормализующими и расслабляющими мышечный тонус. Подбираются разнообразные музыкальные произведения с поочередной сменой мелодий, в зависимости от их характера и темпа;

3)упражнения для развития скоординированной работы речи и движений. Осуществляется проговаривание речевых заданий в сопровождении с двигательными упражнениями под музыку. (Воспроизведение слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов) [7,8];

4)пение.

Использование мелодичных и ритмичных песен, в пении которых будет прослеживаться нормализация темпа речи и речевого дыхания;

5)игра.

При помощи подвижных игр закрепляются навыки, полученные на занятии. В подобных играх воспитываются быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительной частью логоритмики являлась ходьба, характеризующаяся умеренным темпом и ритмом. Главную роль в нормализации темпа и ритма речи играло выполнение специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля и ритмизованных движений (ходьба, прыжки, хлопки). Производилось также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками (одной рукой) по определенному предмету, дирижирование с одновременным проговариванием [10]. Ударному слогу (слову) должен был соответствовать более громкий хлопок или удар ногой, неударному — тихий. Упражнения необходимо сопровождать четким проговариванием, равномерным распределением вдоха и выдоха, соблюдая умеренный темп, синхронизируя произнесение и движение. Начало тренировки послогового ритма осуществлялось в замедленном темпе. Речевой темп ускорялся по мере овладения навыком. Важнейшим составляющим в звене коррекционной работы являлось темпо-ритмическое объединение общей и артикуляционной моторики, что достигалось при помощи специальных упражнений с музыкальным сопровождением. Занятия сопровождались основными составляющими логопедической ритмики, необходимым компонентом комплексной реабилитационной работы. Логопедическая ритмика включала различные двигательные упражнения в следующей последовательности [3,28] :

1) ритмическая разминка.

Ритмическую разминку рекомендуем использовать для организации детей, создания психоэмоциональной и физической готовности к определенным видам деятельности.

Мы рекомендуем следующие упражнения:

1. маршировка под музыку со сменой направлений.

2. ходьба по кругу со сменой направлений под команду “Вправо”, «Влево», «Вперед», «Назад», «В центр» и т. д.

2) упражнения для развития чувства темпа и ритма. Используйте ходьбу, отстукивание и отхлопывание под различные музыкальные темпы и ритмы, а затем пением слов и слогов на заданные ритмы.

Прохлопывайте вместе с детьми ритмические рисунки знакомой песни (песня “Петушок”). Пе-ту-шок Пе-ту-шок Золо-той гре-бе-шок.

3) упражнения на развитие скоординированной речи и движений. Ритмизация моторных функций способствует осуществлению ритмизованных речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений являлась ритмизация устной речи. Для этого используйте двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием усложняющихся речевых заданий. Вначале использовалось средний музыкальный темпо-ритм, который позволял детям сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных.

Необходимо чтобы дети под музыку проговаривали стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.

А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх. А над нами сосны, ели —ритмично делают наклоны.

Головами зашумели в стороны, покачивая поднятыми вверх руками. Грянул гром — делают хлопок.

Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки.

Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками. Постепенно темпо-ритм усложнялся и менялся.

4) для пения выбирайте ритмичные и мелодичные песни. В процессе работы с целью усложнения пробуйте песни с меняющимися темпо-ритмическими характеристиками [11].

5) игра. Специфической задачей коррекционной работы на данном этапе являлось развитие чувства ритма. Ритмическая способность представлялась средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма изначально имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом развития у детей моторики, зрительно- моторных координаций, а затем и с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполнял важную роль в формировании моторного стереотипа речи.

При обучении детей ритмизации устной речи тщательно подбирайте речевой материал. На начальных этапах работы при подборе стихотворных текстов учитывайте, чтобы стихи были с устойчивой ритмикой (однообразным распределением ударных слогов в строфе). Они должны были содержать простую лексику и состоять из коротких фраз.

С целью установления речевой плавности, помимо отработки ритмизованной артикуляции на стихотворных текстах, применяйте различные виды упражнений на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Например, упражнение на отработку послогового ритма. Проговаривание каждого слога сопровождайте отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони выпадает на гласную. Тренировка послогового ритма начиналась с замедленного темпа, впоследствии постепенно ускоряющегося. В результате ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания. Особое внимание обращайте на то, чтобы во время речевой паузы у детей не прекращались движения руки. Благодаря этому по окончании паузы дети смогут легко вступать в речь. Полный стиль произнесения способствует выделению определенной ритмической структуры слова в единой артикуляторную программу, слоги выровняется в зависимости от времени произнесения, что приводит к ритмизации речевого процесса и формированию плавной речи [18,27]. Применяйте виды упражнений, направленные на выработку ритмизации речевых артикуляций. Для достижения автоматизации темпо-ритмической организации речи детей, используйте стабильный и индивидуальный темпо-ритм, характерный для каждого ребенка.

Также нами были разработаны игры и упражнения по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Они представлены в Приложение 4.

Игры и упражнения по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

«Кошачьи лапки».

Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Кот Персик любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)

«Делай также».

Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Материалы: картинки с изображением деревьев, грозы, дождя, цветов, домашних животных и их детёнышей.

Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).

«Дождь в лесу» Агния Барто.

Мы хо-ди-ли по гри-бы,

За-би-ра-лись под ду-бы.

Вдруг-дождь! Да ка-кой.

Ста-ла про-се-ка ре-кой!

Я гля-жу из-под пла-ща,

Как, тре-ща и тре-пе-ща,

Гну-тся ве-тки на ве-су.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не-ту боль-ше ти-ши-ны.

Мы сто-им ог-лу-ше-ны:

Ли-вень с веет-ром по-по-лам

Бьёт по веет-кам, по ство-лам!

Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,

Листь-я все пе-ре-лис-тал.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не гри-бы до-мой не-су -

Од-ни дож-дин-ки на но-су.

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Видео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возрастаВидео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение «Маленькие гномики» (Альбинас Циплияускас) Это весёлый добрый танец, в котором дети могут проявлять свой артистизм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации учителю-логопеду по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 20:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации учителю-логопеду по коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Матрёнина (УИ 2844525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД