МААМ-картинки

Родительское собрание как форма взаимодействия с семьей воспитанников дошкольного учреждения

надежда ларионова
Родительское собрание как форма взаимодействия с семьей воспитанников дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного образовательного учреждения. Тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива детского сада способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

Ключевые слова: cемья, актуальность, общение, принципы, основные условия, этапы, направление, эффективность.

Публикация «Родительское собрание как форма взаимодействия с семьей воспитанников дошкольного учреждения» размещена в разделах

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский. [3]

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека.

На современном этапе поиск новых форм и методов взаимодействия с семьей – один из актуальных вопросов педагогики.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей, и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.

Общение с родителями – залог успешной деятельности ДОУ. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – залог успешной деятельности ДОУ [1, c.39].

Как показывает опыт, именно эта форма связана с различными трудностями. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержаниеи формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа.

Бывает, что причина трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Иногда общение ограничивается взаимными претензиями.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целесообразности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителям, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи [2, с. 3].

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

- изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

- открытость детского сада семье;

- ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества [3].

Работа с родителями в детском саду подразделяется на несколько направлений:

Индивидуально ориентированная:

- беседа.

- консультация.

- занятие (занятие специалиста с ребёнком и родителем одновременно).

Ориентированная на интересы родителей и детей (к сожалению, не все родители принимают участие в подобных мероприятиях) :

- совместная прогулка, экскурсия.

- ролевая или дидактическая игра.

- открытое занятие.

- иные мероприятия, проводимые с детьми и их родителями.

Официально регламентированная деятельность:

- родительские собрания, присутствие на которых всех родителей или законных представителей регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Гл. 4, ст. 44, п 4.2).

- беседа с администрацией (чаще всего в её основе лежит проблема, которую невозможно решить на уровне группы)[4].

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Заключение. Проведение работы с родителями в детском саду может проходить в различных формах с использованием множества методов. Но только активное взаимодействие семьи и ДОУ формирует всесторонне развитую, здоровую физически и морально личность каждого ребёнка.

Литература:

1. Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности: сборник методических материалов / Сост. Ю. Н. Соловьёва / Под ред. М. Я. Никитенко. – Йошкар – Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. – 144 с.

2. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Мехелева С. З. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. URL : https://www.art-talant.org/publikacii/19458-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolynom-uchreghdenii , 2019.

4. Сальникова Г. Р. Взаимодействие семьи и детского сада. URL : https://melkie.net/rabota-s-roditelyami/rabota-s-roditelyami-v-detskom-sadu.html, 2017.

Публикации по теме:

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

План взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 ггПлан взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 гг Здоровье ребёнкас первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные.

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьейРодительский журнал как форма взаимодействия с семьей Взаимодействие с семьей – важная часть деятельности дошкольного учреждения. Государство признает ведущую роль дошкольного образования.

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей»Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.

Родительское собрание «Игра — это серьёзно» (форма проведения КВН)Родительское собрание «Игра — это серьёзно» (форма проведения КВН) Подготовка к собранию: 1. Подготовка карточек с домашними заданиями. 2. Оформление красочных приглашений для каждого родителя. 3. Проведение.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Родительское собрание в 1 классе «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия» Родительское собрание Тем: «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия. Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы.

Родительское собрание — важная форма работы педагога с семьейРодительское собрание — важная форма работы педагога с семьей Родительское собрание является важной формой работы педагога с семьей воспитанника. Основная цель собраний - повышение педагогической компетентности.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках подготовки к Новогоднему празднику»Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках подготовки к Новогоднему празднику» Цель: познакомить родителей с яркими моментами из жизни группы, сплотить родителей совместной идеей подготовки к Новогоднему празднику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание как форма взаимодействия с семьей воспитанников дошкольного учреждения
Опубликовано: 18 августа 2022 в 20:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание как форма взаимодействия с семьей воспитанников дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем надежда ларионова (УИ 483798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД