МААМ-картинки

Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста (7 фото)

Вера Александровна Борщёва
Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста

В работе по развитию связной речи старших дошкольников я использую мнемотаблицы, которые служат дидактическим материалом на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Наряду с таблицами, в которых используются модельные схемы, я разрабатываю и сюжетные таблицы. Такие таблицы помогают старшим дошкольникам осмысленно разучить стихотворение или пересказать небольшой по объёму рассказ.

Публикация «Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста» размещена в разделах

Чтобы детям легче было запомнить художественный текст, я делю стихотворение на смысловые части, опираясь на ключевые слова, подбираю (рисую) соответствующую картинку, рисунок (сюжет). Вместе с детьми разбираем каждый элемент таблицы, определяем значение незнакомых слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, строим предложения, устанавливаем последовательность их изложения. Так «квадрат за квадратом» дети воспроизводят стихотворение, пересказывают небольшие стихотворные тексты, рассказы.

Важно отметить, что способность запоминать у детей зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания.

Примеры мнемотаблиц

по теме «Золотая осень»

«ОСЕНЬ»

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

Ю. Капустина

Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста

«ОСЕНЬ»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

З. Фёдоровская

Фото №1 В работе по развитию связной речи старших дошкольников я использую мнемотаблицы которые служат дидактическим материалом на фронтальных подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях

«ЛИСТОПАД»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И. Бунин

Фото №2 Наряду с таблицами в которых используются модельные схемы я разрабатываю и сюжетные таблицы

Примеры мнемотаблиц

по теме «Поздняя осень»

Поле черно - белым стало, падает то дождь, то снег.

А еще похолодало - льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Фото №3 Такие таблицы помогают старшим дошкольникам осмысленно разучить стихотворение или пересказать небольшой по объёму рассказ

«ПЕРВЫЙ СНЕГ»

Утром кот

Принёс на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Лёгкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре -

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

С горок,

Значит, можно будет

Снова

Строить крепость

Во дворе! Я. Аким

Фото №4 Публикация Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста размещена в разделах Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц Мнемотехника

«ДВЕ ОСЕНИ»

Уходит осень золотая,

На смену ей идет другая:

Серебряная осень.

С грустным шумом сосен,

С черными тропинками,

С голыми осинками,

С первыми снежинками,

С ночным холодком

Да с хрустящим ледком.

Фото №5 Опорные картинки мнемотаблицы Стихи для детей

Основой мнемотаблиц послужили известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление;

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• воображение;

• речь

Фото №6 Вместе с детьми разбираем каждый элемент таблицы определяем значение незнакомых слов предметов слов признаков слов действий строим предложения устанавливаем последовательность их изложения
Публикации по теме:

«Использование мнемотаблиц в развитии памяти детей» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи» Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Игра для родителей «Заяц-коська и Родничок» (Автор текста М. В. Викторова) Игра для родителей «ЗАЯЦ-КОСЬКА И РОДНИЧОК» (Автор текста М. В. Викторова) Цель: сплотить коллектив родителей; показать совместную игру с.

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР Консультация для воспитателей логопедических групп Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР Мнемотехника — это совокупность.

Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника». Цель: ознакомление.

Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц 1 слайд Мнемоника (др. -греч..

Пересказ художественного текста К. Д. Ушинского «Утренние лучи» Занятие «Пересказ художественного текста «Утренние лучи» К. Д. Ушинского Цель: Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам; упражнять.

Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» Тема: Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» (составление связного текста из данных абзацев) Цель: учить составлять из частей текста единое целое.

Конспект занятия «Составление текста-рассуждения» 4 занятие по программе "Развитие речи детей 5-7 лет"., Ушаковой О. С. Тема: «Составление текста-рассуждения». Возрастная группа: 6-7 лет.

Урок по инфоматике «Форматирование текста» Тема урока: Форматирование текста. Цели урока: - познакомить с понятием форматирование текста. Рассмотреть способы форматирования текста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 18:00
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД