Лучший педагог года

Роль проектно-исследовательской деятельности в воспитании дошкольников

света лапшина
Роль проектно-исследовательской деятельности в воспитании дошкольников

Вопрос развития познавательных способностей очень актуален. В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность должна быть направлена на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Каждый ребёнок рождается исследователем. Детское любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — это важнейшие черты детского поведения.

Публикация «Роль проектно-исследовательской деятельности в воспитании дошкольников» размещена в разделах

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире.

Именно поэтому, включение в образовательную деятельность проектирования является мощным фактором развития любознательности, познавательной и творческой активности, каждого ребенка.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Цель моей работы: воспитание у дошкольников способности самостоятельно осваивать способы познания окружающего мира через проектно - исследовательскую деятельность

Задачи:

1. Обогащение знаний об окружающем мире по средствам проектирования

2. Создание условий для самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и экспериментирования

3. Подведение ребенка к миру новых технологий

4. Обучение приемам исследовательской деятельности

Взрослый играет важную роль в развитии ребенка, поэтому основными правилами работы с детьми, являются индивидуальный подход и позитивный настрой.

воспитатель должен уметь заинтересовать каждого ребенка, активно поддерживать все его начинания;

• использовать индивидуальный подход;

• уметь вовремя внести, что-то новое и интересное в жизнь группы, т. е выбрать момент для нового исследования.

Для того, чтобы выполнить все эти условия и ответить на детские вопросы взрослые и сами должны читать познавательную литературу, словари, справочники, энциклопедии и учиться вместе с детьми чему-то новому.

Проектная деятельность заключается в использовании современных методик исследовательской деятельности при работе с детьми и родителями.

Проектирование делает дошкольников активными участниками образовательной деятельности и является ключиком к саморазвитию детей.

Со своими воспитанниками мы реализовали несколько проектов, которые были направлены на развитие исследовательской деятельности детей - это краткосрочные проекты " Моя семья", " Покорми птиц", а также долгосрочный "Огород на окне". Участниками этих проектов были дети, воспитатели и родители.

Я хочу рассказать об одном из этих проектов - проекте "Моя семья".

Основной целью проекта "Моя семья" было расширение представлений о семье, ее традициях, родословной, укрепить взаимоотношения ребенка и родителя.

В ходе этого проекта были решены следующие задачи:

1. Формирование у детей доброжелательности, самостоятельности, положительного эмоционального отношения к окружающему миру.

2. Воспитание положительного отношения к близким людям, желание заботиться о своих близких.

3. Развивитие представлений о семье, формирование понятия значимости в жизни ребенка каждого члена семьи.

К ожидаемым результатам я отнесла следующие:

Дети больше узнают о семейных традициях;

Укрепятся отношения между детьми и взрослыми.

На первом подготовительном этапе были поставлены проблема, цель и задачи проекта. Я предложила детям рассмотреть иллюстрации с членами семьи и ответить на вопросы, чтобы выявить проблему.

-Самые родные люди для тебя?

-Кем ты приходишься бабушке?

-Как назвать всех, одним словом?

-Что такое семья?

Во втором – подготовительном этапе подобрала наглядный материал, иллюстрации, книги, фотографии о семье. В свободное время дети рассматривали фотоальбомы, слушали сказки, рассматривали картины о семье, узнали, что такое генеалогическое древо.

В третьем – основном этапе проводились беседы с детьми на темы: Моя семья, Самые родные мама и папа, Семейные праздники. Дети составляли рассказы о своих близких людях по их фотографии. Заучивали стихотворение "Моя семья". Обговаривали пословицы о семье. В изобразительной деятельности дети попытались изобразить портрет мамы. На занятиях лепки изготовили чайный сервиз для своей семьи. Проводились речевые и дидактические игры. Дети вместе с родителями подготовились к выставке рисунков "Моя семья". Были организованы совместные досуговые мероприятия "Семейная мастерская", "День матери", "День бабушек и дедушек". Такие мероприятия объединяют разные поколения в семье, вызывают положительные эмоции.

В четвертом – заключительном этапе была организованна выставка рисунков. Дети с удовольствием рассматривали рисунки, находили в них себя и своих родных.

В результате реализации проекта было установлено, что у детей сформировалось понятие семья, дети начали понимать значимость семьи для человека. Стали с уважением относиться к труду взрослых.

Этот проект был первым моим опытом при работе в данном направлении и показал положительный результат.

Благодаря этому проекту родители стали интересоваться жизнью в детском саду не только своего ребенка, но и группы в целом. Родители активно поддерживают все наши начинания. Например: участвуют в экологических акциях, помогают в сборе коллекций семян, гербариев, изготовлении простейших пособий (вертушки для наблюдения за ветром, кормушки, султанчики и др.) Хотелось бы обратить внимание на то, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Реализация проекта также позволила мне наработать достаточный опыт для организации исследовательской деятельности детей. В данный момент мы реализуем проект «Волшебница водица», где дети знакомятся со свойствами воды (цвет, запах, вкус, льда (как одно из состояний воды, формируется понятие о значимости воды для всего живого. Данная работа имеет воспитательное значение, которое выражается в развитии у детей познавательных интересов, мышления, а самое главное таких личностных качеств как инициативность, умение работать в команде, доводить начатое дело до конца, самостоятельно приобретать знания при решении практических задач.

Я считаю, что простейшую проектно - исследовательскую деятельность, можно начинать с детьми младшего возраста, потому что для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг и познание начинается с удивления. В своей работе я опираюсь на следующие источники:

Литература:

Н. Е. Веракса "Познавательнно –исследовательская деятельность дошкольников", "Проектная деятельность дошкольников.

О. В. Дыбина "Из чего сделаны предметы", "Я узнаю мир";

Публикации по теме:

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольниковРоль сказки в экологическом воспитании дошкольников Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое.

Современные педагогические технологии в организации проектно-исследовательской деятельности Доклад Современные педагогические технологии в организации проектно- исследовательской деятельности. «Дошкольный возраст.

Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе Опыт реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе Исмаилова Б. Ш. учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 имени.

Презентация к педсовету «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольника» Пяти – шестилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос.

Роль сказок в национальном воспитании дошкольников Карачакова Диана Топиновна Воспитатель 1 квалиф. категории Роль сказок в национальном воспитании дошкольников Конституция РФ, Закон «Об.

Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности Статья «Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности». МАУДО г. Ялуторовска «Детский сад.

Роль музыки в физическом воспитании дошкольников Роль музыки в физическом воспитании дошкольников. «Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность в ДОУ" Воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль проектно-исследовательской деятельности в воспитании дошкольников
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 12:21
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД