Конспект занятия «Русь деревянная, края дорогие»

Ольга Токарева
Конспект занятия «Русь деревянная, края дорогие»

«Русь деревянная, края дорогие»

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи.

Вспомним нашу старину!

Мультимедиа

Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Добрый день! Проходите, красны девицы в горницу. Милости прошу!

-Что значит «милости прошу»?

Ответы детей.

Да, значит, я прошу вас быть милыми, добрыми.

-Я, ребятки, вас ждала!Пироги в печи пекла.

Скатерть гладила потомСтарым русским утюжком.

Стены все и уголкиУкрашают рушники

Я сама их рисовала,рким шёлком вышивала.

Нитки я брала потом,Да узор плела крючком.

В ступке я муку молола,Топором дрова колола.

Вот что значит горница-Горница-узорница!

Давайте с вами познакомимся, меня зовут Ольга Станиславовна, а ещё моё имя можно нарисовать ритмическим рисунком, послушайте.

Показ с похлопыванием ритма

А теперь вы скажите и покажите как зовут вас предупредить о названии

Дети называют свои имена прохлопывая ритм

Милости прошу в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь. Горница у меня небольшая, да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам до- селе вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать. А вот и первая загадка

Прячет бабушка в нем вещи

сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут … (сундук)

Правильно ребятушки, это сундук. Смотрите сколько добра в сундуке, много разных интересных вещей: рушники, сарафаны. Ребятушки, отгадайте –ка, что у меня тут еще есть

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок)

Правильно это платок, молодцы детушки, посмотрите, какие красивые платки в сундуке моем хранятся. Давайте ка мы оденем платочки.

(надевают под русскую народную музыку платки).

Какие красавицы наши девочки в этих платочках.

что цветочек аленький,как ягодка,солнышко, звёздочка,луна ясная, ручеёк звонкий,колокольчик степной.

Какие вы у меня хорошие да пригожие.

Издавна Россия славилась платками, красивыми, яркими. Их носили и царицы, и крестьянки. Они хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение.

По народной традиции,платок был самым желанным подарком. Платок - не просто головной убор, а символ любви и красоты.

- В старину платки не только носили как украшение - с ними еще и играли. Давайте и мы поиграем (игра с платком).

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с детками играть

Всех платочком накрывать.

Раз, два, три, кто там спрятался внутри?

Ни зевайте, ни зевайте –поскорее отвечайте!треугольник

Ведущая накрывает любого ребенка платком, подает сигнал колокольчиком, дети угадывают – кто под ним спрятался.

Молодцы! как здорово мы свами поиграли!

Посмотрите на меня гости дорогие!Укаждого народа издревле был свой национальный костюм, мы с вами живём в прекрасноми богатейшем воронежском крае,наш костюм отражает историю родного края, его обычаи и природу, давайте его рассмотрим.

Белый цвет обозначал свет, легкость, чистоту во всём Черный цвет был один из самых любимых в Воронежском крае, потому что он отражал главное богатство нашей стороны - чернозём. Красный цвет обозначал любовь и считался праздничным, «красный», значит «красивый», «дорогой». - Посмотрите на меня: белая рубаха, расшитая орнаментом и тесьмой и юбка-понёва с фартуком украшенным кружевом и вышивкой, обувь – лапти; так выглядит традиционный народный воронежский костюм

Уж как ялюблю загадки загадывать! А вы любите отгадывать?

Деревяннаяподружка

Безнеёмы,какбезрук.

Надосугевеселушка,

Инакормитвсевокруг.

Кашупрямоноситврот,

Иобжечьсянедаёт. (ложка)

Правильно! Деревянная русская ложка!Посмотрите какие они красивые!

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А ведь подержишь её, ощутишь тепло дерева - и беда уже не беда, печаль не печаль!

Показываю вазу

Звонкие, резные - ложки расписные. А кто из вас знает пословицы и поговорки о деревянной ложке?Послушайте, какую поговорку знаю я:

Кашка на ложке, а молодец на ножки. Эту поговорку приговаривали тогда,когда малыша учили ходить. Давайте повторим молодцы!

Беру ложку в руки приговаривая.

Посмотрите и вправдукакая красивая ложка! Ложка точёная, ручка золочёная! Давайте проговорим вместе со мной, чётко и громко, молодцы, а теперь усложним задачу - мы эту потешкупропоём,а теперь пропоём её тихо - тихо но услышим каждый звук, а теперь пропоём громко, чтобы все услышали что мы поём о нашей ложке. А сейчас пропоём о маленькой ложкевысоко,а теперь о большой ложке низко.

показ высоты и ритма

А на ложках ещё можно играть, ложку вытачивали из липы, берёзы, это дерево тонкое да звонкое. Давайте послушаем как звучит ложки.

Проба техник. (решётка,солнышко, ритм)

Просто стучим ложка об ложку и об стол.

Ложка народный музыкальный инструмент,посмотрите и запомните,как дети играют на ложках. просмотр А теперь давайте с вами так же поиграем на ложках, и проверим не только свой слух и ритм,но и внимание.

Играем с передачей ложки.

Ложки, что ни говори,

Примечательные.

А ребята – ложкари

Замечательные.

А теперь сядьте поудобнее,я вам расскажу, что то очень интересное. В старину игрушки в магазинах не продавали,да и магазинов то не было,а мамам надо было как то развлекать своих деток и после того как семья поест,мылась посула,мылись ложки и на этих ложках мамы делали своим деткам куколок. Мы свами тоже сделаем таких кукол. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Ребята вы мне поможете? (Ответы детей). Тогда давайте начинать.

Берём ложку не расписную, а обычную деревянную, выпуклая её сторона будет лицом куклы. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, волшебность, поэтому пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!Сначала мы возьмём красивый лоскуток обернём вокруг ручки и затянем верёвочку. Это будет юбка нашей куклы.

А теперь возьмём длинный кусок белой ткани, из него мы сделаем нижнюю косынку для куклы и ручки. Складываем пополам и с обоих концов на ткани сделаем узелочки,это будут ладошки. Одеваем нижнюю косыночку концами назад и крест на крест, а потом спереди завязываем на узел. Получились ручки. Теперь оденем яркую красную косыночку. Вот какая нарядная и красивая получилась у нас кукла. Таких кукол делали так, чтоб их можно было быстро легко собрать и быстро разобрать, потому что ложками надо было кушать. Давайте дадим имена своим куколкам,только не современные, а старинные и обязательно ласковые,поёма если кому то будет трудно,я помогу. (Пелагея,Ульяна,Фрося,Агафья, Варвара,Серафима,Степанида)

Как зовут твою куклу, а твою? (дети называют) вот какие нежные и красивые имена вы дали своим куклам. А теперь давайте, так же нежно и ласково поиграем с ними. Уложим спать. Я сейчас буду петь колыбельную, а вы будите подпевать.

Текст колыбельной распечатан перед каждым участником и мультимедиа слова и анимация

А теперь тихо- тихо положим своих кукол в колыбельку и займёмся с свами очень важным делом – мы распишем наши ложки,чтобы они стали яркими, нарядными, красивыми и привлекательными.

Я знаю волшебные слова, которые превратят вас в мастеров «покружитесь, покружитесь – в мастеров превратитесь». Вот вы и стали мастерами, давайте пройдем в мою мастерскую. Волшебство продолжается, в моей мастерской мы с вами будем расписывать ложки,но не кистью,а ватными палочками,чтобы рисунок не растекался и каждый из вас постарается сделать свою ложку, не похожую ни на какую другую. В старину ложки расписывали красивыми узорами: рисовали травку, листья, цветы, ягоды, фрукты, красочно отображали всю красоту русской природы.

Я с детьми приступаю к работе. На мультимедиа демонстрируется деревянная посуда. Звучит мелодичная музыка. В процессе работы говорю детям.

Вижу – вижувыросла золотая травка на ложке, а тут раскрылся красный цветок,уж и клюква поспела. Золотые листочки распустились. Молодцы ребята!

Наши деды на Руси – у любого ты спроси –

Эту ложку уважали из берёзы вырезали.

Расписная ложка – лаковая ножка,

Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

И для каши и для щей нету ложечки нужней

Вот какие нарядные ложки получились, пора их вести на ярмарку. Продавать за пятак, денег нет, дадим за так! И куклы наши проснулись, забираем их с собой и поехали на ярмарку. А на ярмарке весело,народ покупает, продаёт в игры играет,пляшет да песни поёт.

А теперь пришла пора

Всем по кругу становиться,

На карусели прокатиться.

Мультимедиа с каруселью

Скорее рассаживаемся на карусель!А притопы вы делать умеете?Тогда поехали.

Концовка с самоваром и караваем, леденцом.

Вот он, хлебушек душистый,

С мягкой корочкой резной,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, Берегло!

Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Наши песни до конца.

На прощанье в этот час

Поблагодарить хочу я вас.

Всем спасибо за терпенье,

За улыбки, за веселье.

Час прошел в веселом гаме,

Как же короток был он!

Хорошо нам было с вами,

Всем прощальный мой поклон.

Вот он хлебушек душистый.

Этот наш обычай вечный –

Из далёкой старины:

Честь гостям и радость встречи

Словно символ доброты!

Ложки, ложки

Расписные ложки

Ложки золоченые

Узоры крученые

Хоть щи хлебай

А хоть музыку играй.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Русь Деревянная» Образовательная область — познание. МБДОУ Чернухинский детский сад №23 Конспект Непосредственно - образовательной деятельности Образовательная область – познание.

Конспект занятия на тему «Русская изба и деревянная резьба» Конспект занятия Воспитатель Высшей квалификационной категории МДОУ Детский сад № 107 Ведзижева Н. И. Тема: «Русская изба и деревянная резьба».

Мастер-класс. Сувенир на кухню «Деревянная лопатка»Мастер-класс. Сувенир на кухню «Деревянная лопатка» Сегодня хочу продемонстрировать мастер - класс по декорированию деревянной лопатки. Сейчас на наших кухнях много предметов (посуды,.

Методическая разработка проекта Мини-музей «Деревянная ложка» Актуальность Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает.

Мини-музей «Деревянная игрушка»Мини-музей «Деревянная игрушка» Хочу предложить вам свой вариант музея в группе. Считается, что самым полезным и благотворным для развития детей материалом, из которого.

Мини-музей «Деревянная игрушка»Мини-музей «Деревянная игрушка» В наше время остро стоит вопрос о воспитании патриотических чувств у ребенка к родной культуре, быту и традициям. Наш детский сад стал активно.

«Деревянная ложка». Конспект занятия с использованием мини-музея «Народные промыслы России»«Деревянная ложка». Конспект занятия с использованием мини-музея «Народные промыслы России» Вербицкая Валентина. Расположение: стена игровой комнаты от окна. Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие.

Организованная образовательная деятельность по развитию речи «Русь деревянная-края дорогие»Организованная образовательная деятельность по развитию речи «Русь деревянная-края дорогие» Доминирующая область: речевое развитие. Интегрированная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое.

Осенний праздник для подготовительной к школе группы «Россия, Россия-края дорогие…» Осенний праздник для подготовительной группы «Россия, Россия-края дорогие.» Дети под музыку входят в зал, встают полукругом. Вед: Наш.

Сценарий праздника «Россия, края дорогие!» Праздник «Россия, Россия - края дорогие!» Составил: воспитатель МБДОУ «ДС «Солнышко» Кадырова Ольга Владимировна Цель: формирование.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект занятия «Русь деревянная, края дорогие»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 13:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мороз не велик да стоять не велит
Морозным субботним утром на территорию детского сада № 16 «Тополёк» спешили воспитатели и родители с детьми. Вооружившись лопатами, собрались они здесь не...
Зимние прогулки
Ах, сколько на свете веселых затей! Мы лепим из снега фигурки зверей: Пингвин, колобок, медвежонок, лиса… Как весело всем! Мы творим чудеса!...
Лепка «Птичья столовая».
Цель: Создание птиц: воробья, синицы и снегиря из пластилина. -Учить детей лепить птиц: воробья, синицы, снегиря. Передавать их строение: туловище, голова,...
Фотоотчет новогоднего утренника в 1 младший группе
В нашем детском саду прошел самый первый новогодний утренник для детей 1 младшей группы! Наши малыши были такие нарядные, такие удивительные! Малыши...
Диагностика школьной зрелости
Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут____________________________________ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию отчество имя; 1....