Папки-передвижки

Конспект занятия «Русские народные головные уборы»

Виктория Бондарева
Конспект занятия «Русские народные головные уборы»

Задачи:

1. Стимулировать интерес дошкольников к изучению, сохранению и развитию традиций русского головного убора.

2. Познакомить детей с художественным и символическим значением русского женского головного убора.

3. Показать, какие основные декоративные элементы использовались в русских орнаментах на понятийном уровне дать их объяснение.

Публикация «Конспект занятия „Русские народные головные уборы“» размещена в разделах

4. Помочь детям понять символику цвета в русском национальном головном уборе.

Предварительная работа

Просмотр картин русских художников по теме "Русский народный костюм" : А. Венецианов, К. Маковский, В. Васнецов, М. Врубель.

Работа в уголке творчества, рисование русского народного головного убора, раскраски по теме занятия, работа над орнаментом.

Знакомство с вышивкой, рассматривание портретов русских красавиц в произведениях известных живописцев.

Музыкальные занятия.

Оборудование и материалы

Оборудование для показа презентации

Репродукции картин художников с изображением русских красавиц в головных уборах (А. Венецианов,К. Маковский,В. Васнецов,М. Врубель).

Презентация, посвященная женскому головному убору, заранее созданная педагогом.

Методические ресурсы

Отрывки из стихотворений русских поэтов : Н. Некрасов"Мороз красный нос",А. Пушкин "Сказка о Мертвой царевне", "Сказка о царе Салтане. 2

Русские народные пословицы и поговорки о труде. Загадки.

Ход образовательной деятельности

Вступительная часть. Организационный момент.

Педагог показывает презентацию и зачитывает отрывки из стихотворений русских поэтов.

На экране одна за другой сменяются картины художников позапрошлого века - портреты русских красавиц в головных уборах.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

с походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

"Пройдет - словно солнцем осветит,

Посмотрит - рублем одарит"

Красавица, миру на диво,

Румяна,стройна высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой одежде ловка. Н. Некрасов"Мороз красный нос"

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

А. Пушкин "Сказка о Мертвой царевне"

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

в красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

А. Пушкин "Красавица"

Беседа педагога

Педагог: На каждой картине мы видим русских красавиц в великолепных нарядах и роскошных головных уборах, которые подчеркивают очаровательную нежность и трогательную красоту женских лиц.

На Руси было много разных головных уборов с интересными названиями.

Многообразие головных уборов поражает :косынки,платки,кокошники,короны кички,венцы.

Причем каждый из них выполнял какую - то свою задачу, был показателем возраста, семейного положения, общественного статуса и, конечно, служил отражение вкуса своей владелицы.

Более того, именно по головному убору можно было узнать идет ли по улице барышня или замужняя женщина.

Венец - произошел от венка, который составляли из разных цветов и служил оберегом для женщины. (показ слайдов). Венцом называлась лента, вытканная из золотых нитей, украшенная по всей окружности жемчугом, драгоценными камнями или их заменителями.

Венец надевался на лоб и завязывался на затылке.

Кичка - чаще всего имеет форму рогов, реже - лопатки или копытца. (показ слайдов).Носили ее замужние женщины, впервые надев в день свадьбы, а затем бережно хранили и надевали его по большим праздникам.

Кичка выполнялась из богатых материалов и украшалась жемчугом, каменьями, узорами.

Сорока - это старинный головной убор замужних женщин (показ слайдов).

Сорока - это длинное вытканное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи.

В разложенном виде оно напоминает птицу.

Корона - головной убор, служащий признаком известной власти (показ слайдов).

Изготавливали корону из самых дорогих материалов и драгоценных каменьев.

Какие вы знаете?

Дети: Кокошник, венец, кичка, сорока, корона, повязка, платок.

Педагог:Кокошник, был одним из самых распространенных русских головных уборов.

И в наше время он является символом русского женского национального костюма (показ слайдов).

Кокошник был распространен на Руси, как женский головной убор (показ слайдов).

Долгое время кокошник был частью не только народного костюма, его носили царицы, боярыни.

само слово "кокошник" происходит от славянского "кокош", обозначающего курицу.

Педагог: Скажите ребята, чем и как украшали головные уборы?

Ответы детей: Педагог уточняет и дополняет ответы детей.

Верно,головные уборы на Руси украшали нитями, лентами, пуговицами, жемчугом.

Изготавливая кокошник, корону,венчик,сороку девушка вкладывала душу, желания, мечты, добрые мысли.

Богатые люди заказывали самые дорогие головные уборы, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было денег на дорогие материалы, могли позволить себе украсить головной убор только недорогим бисером.

Из- за дороговизны головного убора его бережно хранили и передавали по наследству.

Публикации по теме:

Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев»Аппликация с элементами дизайна «Головные уборы индейцев» Задачи. Вызвать интерес к созданию игровых атрибутов. Познакомить с одеждой и головными уборами индейцев. Показать способ создания головного.

Фотозарисовка «Вязаные головные уборы»Фотозарисовка «Вязаные головные уборы» Приближается время холодов и морозов, а значит самое время подумать о головном уборе для зимы и поздней осени. Сегодня представляю Вашему.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старшего дошкольного возраста «Одежда, обувь, головные уборы»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старшего дошкольного возраста «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: Расширять знания и уточнять представление детей старшего дошкольного возраста об одежде. Образовательные: Формировать у детей отчетливое.

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы».Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы». Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Обувь. Головные уборы». Программные задачи: -учить детей составлению описательного.

Конспект НООД с использованием ИКТ для старших дошкольников «Одежда, обувь, головные уборы» Образовательная область: речевое развитие. Цель:систематизировать и закрепить знания детей по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Головные уборы» Задачи: Образовательная: расширять знания.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы» Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы» Цель: познакомить детей с особенностями русского, армянского, турецкого национального.

НОД по пластилинографии «Головные уборы»НОД по пластилинографии «Головные уборы» НОД. Головные уборы. Художественное творчество. Пластилинография. Цель: 1. Закрепить знания о многообразии головных уборов. 2. Расширять.

Рисование гуашью «Головные уборы. Шапочка и шарф»Рисование гуашью «Головные уборы. Шапочка и шарф» Программные задачи:Продолжать знакомить детей с элементами одежды-головные уборы. Расширять знания детей об одежде в зимний период. Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русские народные головные уборы»
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 20:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД