МААМ-картинки

«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Познавательное развитие детей дошкольного возраста

оксана видманова
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Познавательное развитие детей дошкольного возраста

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

Публикация «„Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам“, Познавательное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из видов деятельности реализации задач данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости «включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)

Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выгодский.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами, характеризуя и выделяя их признаки. Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои представления.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как)

В процессе познания окружающей действительности детей дошкольного возраста можно выделить следующие этапы:

Первый этап - любопытство.

Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность.

А. Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности».

Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные, значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской деятельности.

Значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.

На четвертом этапе ребенок использует разные (приобретенные) способы действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат. У ребенка формируется механизм прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.

Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что главным мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность потому, что ему «это очень интересно». Познавательная направленность ребенка позволяет ему получать различные сведения из окружающей действительности с которыми он сталкивается на каждом шагу. В дальнейшем, эти умения и навыки,полученные ребенком в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Ведь самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи.

Познавательная деятельность – это безусловно активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной позицией как субъекта этой деятельности.

Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой

Компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д.). связанная с положительными эмоциями.

Принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. Следуя из вышесказанного, эта работа по познавательному развитию должна вестись комплексно.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей

Остановимся на этом подробнее.

Организация познавательных занятий

Содержание познавательных занятий зависит от программных образовательных задач, а также от содержания самой познавательной деятельности.

Рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий.

Организационная структура игрового познавательного занятия

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, (помочь герою, сшить платье, организовать путешествие и т. д.).

В основной части происходит решение поставленной задачи

В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные, систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения.

на занятиях рекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывая его в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы.

Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской фирмы «Лего» и его российские аналоги.

Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».

Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера.

Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Работа с детьми в этой форме исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем. Он вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, показывая собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как партнер. ,

Как вариант в ряде случаев,можно строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно.

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей

В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.

В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе, кооперироваться с друзьями, вступать в соревновательные отношения, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Проектный метод как вариант интеграции трех блоков образовательного процесса ДОУ. Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод. Он используется, как вариант интеграции разных видов деятельности детей.

Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных технологий.

Основа интеграции — единая проблема,решаемая в теме занятия; серии занятий; занятий; разделов программы.

Вариантов работы с детьми достаточно много. Педагог имеет право выбора.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог может самостоятельно разработать и наполнить его содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы. Главное — умело и эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

Публикации по теме:

Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста За последние десятилетия интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста становится одной из актуальнейших.

«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары.

Конспект экскурсии «Сокровище матушки Земли» для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие» Мы с детьми решили подробно изучить, что такое почва, почему на ней растут растения, узнать, живет ли кто-нибудь в земле? Ждем, когда наступит.

План-конспект ОД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Добрые подарки» Цель: Формировать первоначальные знания у детей среднего дошкольного возраста о маминых профессиях. Задачи: Образовательные: - учить детей.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства.

Проект «Смотри во все глаза». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста из цикла «Познай себя» Цель: продолжать формировать познавательный интерес к человеку. Задачи: • Дать представления о том, что глаза являются одним из основных.

Программа кружка для детей дошкольного возраста в разделе познавательное развитие «Весёлый счёт» Утверждена на педагогическом совете протокол №__от___ заведующей МКДОУ ДС №41 «Сказка» с. Константиновское. ___Фирсова.

Система работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Приложение 15 Проект: «Мир вокруг нас» Вид проекта: информационный, творческо-исследовательский. Продолжительность проекта: среднесрочный.

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.» Василий Александрович Сухомлинский  «Маленький ребенок по сути.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2017 в 11:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД