Папки-передвижки

Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста

Елена Мартынюк
Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста».

Подготовила: воспитатель Мартынюк Е. Г.

САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К самоповреждающему поведению относят :

- биение и стучание головой,

- расчесывание и щипание кожи,

- попытки бить себя,

- кусание себя,

- поедание несъедобного,

- выдирание волос,

- тыканье в глаза и давление на глаза.

Публикация «Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста» размещена в разделах

Самоповреждающее поведение в большей степени свойственно детям, живущим в условиях группового ухода (в домах ребенка, детских домах). Основная проблема таких детей —отсутствие индивидуальных отношений. С точки зрения теории привязанности, при отсутствии рядом с ребенком чувствительного, заботливого взрослого, самоповреждающее поведение может рассматриваться как попытка к самоуспокоению («заглушить» психологическое страдание, способ получить дополнительные сильные ощущения, а также добиться внимания взрослых.

Желательно закрепление за ребенком взрослого, который будет стараться проводить с ним время, поможет ребенку начать больше доверять людям, понять, что от взрослого можно ожидать утешения и поддержки и, таким образом, в дальнейшем справляться с самоповреждающим поведением.

ВЫЯВЛЕНИЕ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Лучший совет в таких случаях — не проявлять повышенного внимания, даже если такое поведение очень тревожит воспитателя. Нужно постараться реагировать спокойно, чтобы ребенок не пользовался подобным поведением для привлечения внимания взрослого. Для того чтобы каким-то образом справиться с самоповреждающим поведением ребенка, необходимо понять его причину, выяснить, в каких ситуациях оно чаще всего возникает, и постараться изменить взаимодействие с ребенком и его окружение.

Существуют несколько основных стратегий сбора информации для функциональной оценки: интервью с основным воспитателем, прямое наблюдение и экспериментальный анализ.

Интервью с основным воспитателем проводится с целью выяснить, когда и в

каких ситуациях у ребенка возникает самоповреждающее поведение. Однако если о ребенке заботятся одновременно несколько человек, только данных интервью может быть недостаточно. Имеет смысл использовать эти интервью вместе с прямым наблюдением или экспериментальным анализом.

Прямое наблюдение. Данные собираются в течение наблюдения людьми, которые хорошо знают ребенка, обычно сотрудниками группы, в которой находится ребенок. Не обходимо систематически описывать поведение ребенка в специальных бланках.

Фиксируемые элементы:

1) Самоповреждающее поведение.

2) Ситуация, предшествовавшая проявлению самоповреждающего поведения.

3) Последующие события.

Подобные формы необходимо заполнять в течение нескольких дней, внимательно наблюдая за ребенком и отслеживая, в каких ситуациях проявляется самоповреждающее поведение.

Экспериментальный анализ. Эта стратегия предполагает систематическое изменение окружения ребенка (проявление внимания, позитивное и негативное подкрепление, особенности социального взаимодействия, то есть изменение тех параметров окружения, которые могут влиять на проявления самоповреждающего поведения.

Экспериментальный анализ может проводиться во время занятий.

Девочка 1 год.

Диагноз — спинномозговая грыжа, интеллект в норме. Кусает пальцы. Наблюдение за поведением девочки показало, что она использует данное поведение для привлечения внимания взрослых. По рекомендации специалистов взрослые стали проявлять к ней внимание тогда, когда она не кусала пальцы. Также было рекомендовано в течение некоторого времени мазать пальцы ребенка жидкостью с неприятным запахом и вкусом. Самоповреждающее поведение постепенно исчезло в течение 3 недель и больше не появлялось.

Мальчик 3 года.

Диагноз — синдром Дауна, общее отставание в развитии. Ребенок проявлял агрессию по отношению к окружающим взрослым и детям, а также расчесывал кожу головы, что привело к локальному выпадению волос. До того, как ребенок оказался в детском учреждении, он пользовался жестами, однако воспитатели решили развивать речь ребенка и игнорировали его попытки использования дополнительной (жестовой) коммуникации. Наблюдение за поведением ребенка и интервью с воспитателями привели к заключению, что ребенок проявляет самоагрессию и агрессию к окружающим, когда те не понимают (игнорируют) его попытки общаться на знакомом ему языке (языке жестов). Обучение воспитателей языку простых жестов, которыми пользуется ребенок, привело к постепенному снижению самоповреждающего и агрессивного поведения.

Если самоповреждающее поведение ребенка связано с привлечением внимания, воспитателям обычно рекомендуют подходить к ребенку, не проявляя сильных эмоций, используя минимум слов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на дорогах» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного.

Конспект викторины по ПДД «Безопасное поведение на улице» для детей 3–4 лет Конспект викторины по ПДД 2 младшая группа (3–4 года) Тема: «Безопасное поведение на улице» Составила : воспитатель Макарычева Н. Н. Цель:.

Консультация для родителей «Безопасное поведение детей на дороге» Для родителей Безопасное поведение детей на дороге. Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных.

Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста» Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет, от которых зависит поведение и становление личности» На данном этапе очень важную роль играют возрастные особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности 1. Стремление.

Конспект занятия по ПДД «Поведение детей на улице» «Поведение детей на улице». Цель: 1. Познакомить детей с основными правилами поведения на улице. 2. Закрепить знания о ПДД. 3. Воспитывать.

Сценарий развлечения в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на улице» Тема: Вечер развлечения весёлых и находчивых. Цель : Ознакомление детей с правилами дорожного движения. Задачи:1. Расширять представления.

Проект «Безопасное поведение детей на дорогах» Автор проекта : Сергеева Татьяна Викторовна Тип проекта: информационный По содержанию : обучающий По числу участников проекта: групповой,.

Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Составил воспитатель.

Упражнения на фитболе для младенцев Конспект занятия Упражнения на фитболе для младенцев. Цель: Развивать и стимулировать движения ребёнка. Задачи: 1. Способствовать снятию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 11:00
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД