Наталия Комарова
Самореализация личности ребёнка в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Самореализация личности ребёнка в проектной деятельности»
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Публикация «Самореализация личности ребёнка в проектной деятельности» размещена в разделах
В Прогимназии широко используется проектная деятельность, ведь для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).
В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным.
На своих занятиях, я не только развиваю творческие, познавательные способности детей, знания, умения и навыки, но и способствую формированию компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, самореализоваться. Ребенок является полноценным участником образовательных отношений, я поддерживаю инициативу детей в различных видах деятельности, в том числе в проектной деятельности.
Проект позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Например проект : «Моя ладошка». Дети, в рисунках, не только «оживляли ладошки», но и рассказывали о растениях, диких, домашних животных, явлениях природы.
Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах.
В Прогимназии, развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности, является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности, самореализации. Условием реализации такой цели является использование педагогической технологии проектной деятельности. В своей работе над проектами, я тесно общаюсь с родителями. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить опыт организации образовательной деятельности с ребенком в семье, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проект «Древо моей семьи». Дети рассказывали о членах своей семьи.
Я ориентируюсь на творческую самореализацию личности ребенка, развитие интеллектуальных возможностей, волевых качеств, творческих способностей в процессе выполнения проектов. Способствую умению детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет учить детей практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.
Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. Применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.
Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживает уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулирует его познавательную активность, повышает креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстниками.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.