Наталья Попова
Рабочая программа дополнительного платного образования детей 3–7 лет «Школа мяча»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Пояснительная записка. 3 – 6
Перспективно – тематический план
Младшая группа (3-4 лет…7 - 9
Перспективно – тематический план
Средняя группа(4-5 лет…. 10 – 12
Перспективно – тематический плана
Старшая группа(5-6 лет…. 13 – 14
Перспективно – тематический план
Подготовительная группа (6-7 лет…15 – 16
Список литературы…17
Приложение….18 - 24
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа дополнительного платного образования детей 3–7 лет „Школа мяча“» размещена в разделах
Многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Цель: Обогащение двигательного опыта детей, освоение детьми техники владения мячом.
Задачи:
1. Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.
2. Освоение техники игры в волейбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
3. Познакомить дошкольников с историей игры волейбол.
4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
6. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
7. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
8. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Место проведения: спортивный зал МКДОУ.
Используемый материал: мячи резиновые диаметром 15 см. – 15 шт. и диаметром 20 см. – 15 шт., волейбольное кольцо, 2 гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, сетка.
Используемые методы:
- наглядный;
- словесный;
- практический;
- игровой.
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы.
Основной акцент в программе сделан на ознакомление, закрепление и совершенствование упражнений со всеми доступными видами мячей, на создание условий для овладения дошкольниками элементами спортивных игр с мячом – баскетбол, волейбол.
Программа рассчитана на детей 3-7лет
Возрастные особенности.
В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания в ДОу. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Дети 3-4 лет очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма: процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных
статических позах; происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки. Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей: повышается выносливость; улучшается координация; движения становятся более точными и уверенными; улучшаются показатели скорости и ловкости. Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.
В возрасте 5-7 лет улучшается координация движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или требуемой ситуацией. В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и, особенно, торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения.
Объем и срок освоения программы.
Программа «Школа мяча» рассчитана на 2 года обучения.
Форма обучения – очная. Основной формой обучения являются групповые занятия.
Форма организации работы.
Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из трё х частей:
1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики.
2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для кистей рук с мелкими предметами, двух видов ОВД с мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.
3 Часть (заключительная) проводится в виде релаксации или просмотра презентаций, видеороликов, мультфильмов.
На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельностью. Объяснения педагога сопровождаются показом и выполнением необходимых действий с мячом. Дети, благодаря приему подражания, оказываются вовлеченными в совместное игровое
действие.
Ожидаемые результаты:
В младшей группе дети знают и умеют:
- знают какой формы мяч, объём мяча, свойство.
- умеют брать, держать, переносить мяч двумя руками и одной рукой.
- бегать за мячом, прокатывать, бросать, собирать их, приносить в корзину.
В средней группе дети знают и умеют:
- историю зарождения спортивных игр: баскетбола, футбола;
- умеют отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения;
- регулируют силу отталкивания: отталкивают не только сильно, но и слабо, не отпуская его далеко от рук;
- умеют правильно ловить мяч, бросать из-за головы двумя руками.
В старшей группе знают и умеют:
- умеют выполнять более сложные упражнения и движения;
- ловко принимают мяч, непринуждённо держат его, быстро и точно передают в разных направлениях;
- работают в парах, в кругу;
- знают способы ловли мяча;
- знают фазы выполнения броска;
- умеют отбивать мяч от пола на месте и с продвижением (ведение мяча);
- правила поведения и техники безопасности на спортивной площадке;
- знакомы с краткими историческим сведениями о играх «Баскетбол», «Волейбол»
- умеют выполнять элементы игр «Баскетбола, «Волейбола».
В подготовительной группе знают и умеют:
- знают все способы катания, бросания, ловли;
- отбивают мяч на месте двумя руками поочередно и одной рукой;
- вести мяч в движении, продвигаясь между предметами, с поворотами, бегом;
- вести и передавать мяч друг другу;
- забрасывать мяч в баскетбольное кольцо;
- играть по упрощенным правилам.
- вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой, по извилистой линии, по коридору, между предметами, обводя их;
- выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель;
- останавливать (принимать) мяч во время передачи;
- отбивать его правой и левой ногой, стоя на месте;
- играть по упрощенным правилам.
Форма подведения итогов:
- родительское собрание;
- спортивный праздник для детей и родителей «Мама, папа я – спортивная семья»;
- открытое занятие с родителями;
- организация фотовыставки «Школа мяча».
- спортивные игры по упрощенным правилам;
- развлечения;
- консультации.
Учебная нагрузка
Возраст Время Кол - во занятий неделю Кол – во занятий в месяц Кол – во занятий в год
3-4 15 мин 1 4 36
4 – 5 20 мин 1 4 36
5 – 6 25 мин 1 4 36
6 – 7 30 мин 1 4 36
Перспективно – тематический план
Младшая группа (3-4 лет)
Месяц: Тема: Задача: Взаимодействие с родителями: Кол – во
занятий
Октябрь 1. Прокатывать мяч друг другу.
Игра «Мяч в кругу».
Прокатывания мяча под дугу.
Игра: «Докати до стены», «Детский боулинг»
2. Прокатывание в ворота
Упражнение: “Мяч в корзину”
Игра: “Горячая картошка”
Игровое упражнение
“Колобок” Учить прокатывать мяч друг другу.
Воспитывать выдержку. Упражнять в прокатывании мяча друг другу.
Развивать ориентировку в пространстве.
Развивать равновесие, глазомер. Учить ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.
Развивать внимание и ловкость движений. Выступление на собрании 2
2
Ноябрь 1. Игровые упражнения:
“Весёлые мячи”
“Мяч в кругу”
“Прокати и догони”.
2. Прокатывания мяча в длину.
Упражнение: “Передача мячей” Учить детей слушать сигнал, ориентировка в пространстве.
Формировать умение управлять мячом и играть с ним. 2
2
Декабрь 1. Игровые упражнения:
«Игра в мяч»;
«Салют».
2. Перебрасывание мечей друг другу.
Игра: “Послушный мяч” Учить детей ловить мяч, развивать реакцию. 2
2
Январь 1. Игровые упражнения:
Упражнения:
“Пирамидка”;
«Горячая картошка».
2. Упражнения:
“Мяч вокруг обруча”;
«Съедобное – несъедобное». Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель.
Учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.
Развивать умение ориентироваться на площадке, быстроту мышления. Развлечение:
“День здоровья” 2
2
Февраль 1. Прокатывание мяча между предметами.
Упражнение: “Успей поймать”,
“Догони мяч”.
2. Метание мяча в горизонтальную цель.
Упражнение: “Мяч в кругу”,
“Мяч на дорожке” Учить детей прицеливаться при броске мяча в цель, воспитываться уверенность в своих целях.
Совершенствовать навык отталкивания мяча.
Продолжать катать мяч в прямом направлении. 2
2
Март 1. Игровые упражнения:
«Игра в мяч»;
«Салют».
2. Метание мяча вдаль.
Упражнение: “Бег за мячом”, “Передай по кругу”. Развивать зрительно – моторную координацию.
Упражнять метание вдаль (энергично отталкивать мяч в заданном направлении). 2
2
Апрель 1. Перебрасывания мяча друг другу.
Упражнения: “Догони мяч”.
2. Упражнения:
“Подбрось и поймай”, ” Сбей кегли”, “Мяч вокруг обруча”. Совершать навыки передачи – ловли мяча.
Воспитывать организованность.
Учить подбрасывать мяч вверх и ловить его.
Развивать ловкость движения. 2
2
Май 1. Прокатывание мяча вокруг кеглей двумя руками.
Упражнение:
“Сбей кегли””.
2. Упражнение: “Догони мяч”;
“Мяч через шнур”. Закреплять умение детей прокатывать мяч вокруг предметов.
Развивать меткость.
Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развлечение:
Папа, мама, я. 2
2
Перспективно – тематический план
Средняя группа (4-5 лет)
Месяц: Мероприятия: Цель: Взаимодействие с родителями: Кол – во
занятий
Октябрь 1. Прокатывать мяч друг другу.
Игра “Мяч в кругу”.
(Теннисный мяч)
Прокатывания мяча под дугу стоя на коленях.
Перебрасывание мяча из-за головы.
Игра: “Мяч навстречу мячу”.
2. Прокатывание в ворота
Упражнение: “Мяч в корзину”
Игровое упражнение
“Подбрось и поймай”
“Передай мяч” Упражнять в прокатывании мяча друг другу.
Воспитывать выдержку.
Учить перебрасывать мяч через шнур.
Развивать равновесия, глазомер.
Учить подбрасывать и ловить мяч двумя руками.
Учить соревноваться друг с другом.
Развивать внимание и ловкость движений. Родительское собрание. 2
2
Ноябрь 1. Игровые упражнения:
“Подбрось – поймай”
“Мяч через шнур”
“Мяч об пол”.
2. Прокатывания мяча в длину.
Упражнение: “Подбрось и поймай”
“Успей поймать”
(Малый мяч) Учить детей слушать сигнал.
Формировать умение управлять мячом и играть с ним. 2
2
Декабрь 1. Подбрасывание и ловля двумя руками.
Упражнение попади в круг.
2. Перебрасывание мечей друг друга.
Игра: “Послушный мяч” Учить детей ловить мяч, развивать реакцию. 2
2
Январь 1. Прокатывания мяча между кеглями.
Упражнение:
“Мяч в корзине”
2. Отбивания мяча об пол.
Упражнение: “Мяч вокруг обруча” Учить детей отбивать мяч от пола.
Развивать умение ориентироваться на площадке. Развлечение:
“День здоровья” 2
2
Февраль 1. Прокатывание мяча между предметами.
Упражнение: “Успей поймать”,
“Догони мяч”.
2. Метание мяча в горизонтальную цель.
Упражнение: “Удержи мяч на ракетки”,
“Мяч на дорожке” Учить детей прицеливаться при броске мяча в цель, воспитываться уверенность в своих целях. 2
2
Март 1. Отбивания мяча одной рукой от пола.
Упражнение: “Попади в окошко”, “Мяч через шнур”.
2. Метание мяча вдаль.
Упражнение: “Бег за мячом”, “Передай по кругу”. Упражнять детей в отбивания мяча.
Способствовать развитию и координации движения. 2
2
Апрель 1. Перебрасывания мяча друг другу.
Упражнения: “Догони мяч”.
2. Упражнения:
“Подбрось и поймай”, ” Сбей кегли”, “Мяч вокруг обруча”. Совершать навыки передачи – ловли мяча.
Воспитывать организованность.
2
2
Май 1. Прокатывание мяча вокруг кеглей двумя руками.
Упражнение: “Попади и поймай”,
”Догони мяч”
2. Упражнение: “Подбрось – поймай”,
“Мяч через шнур”,
“Попади в окошко”. Закреплять умение детей прокатывать мяч вокруг предметов.
Развивать меткость. Развлечение:
Папа, мама, я. 2
2
Перспективно – тематический план
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц Мероприятия Цель Взаимодействие с родителями Кол-во занятий
Октябрь 1. Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале
Совершенствование броска мяча вверх и ловля его двумя руками на месте
2. Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных положений Подготовить детей к обучающему процессу
Научиться управлять мячом, чувствовать его Консультация с родителями на тему «Школа мяча» 2
2
Ноябрь 1. Выполнять броски и ловлю мяча в движении
2. Отбивание мяча об пол одной рукой на месте
Контролировать мяч в движении Спортивное мероприятие «Мы с мячом очень дружим» 2
2
Декабрь 1. Отбивание мяча об пол правой и левой рукой в движении
2. Передача мяча друг другу различным способом Научить точности передачи мяча партнеру День открытых дверей 2
2
Январь 1. Передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя
2. Перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя спиной друг к другу Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах Оформление наглядной информации для родителей. 2
2
Февраль 1. Перебрасывание мяча через сетку
2. Бросок мяча через сетку в прыжке Подготовить детей к игре в пионербол с двумя мячами Беседа об организации подвижных игр для дома, улицы с мячом 2
2
Март 1. Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками
2. Подача и пас в игре Развивать умения принимать решения в процессе игр Веселые старты: «Играем вместе» 2
2
Апрель 1. Верхняя подача в волейболе
2. Обучение техники приема и передачи мяча
Совершенствовать технику игры Консультация – «Одежда и здоровье детей» 2
2
Май 1. Блокирование мяча в процессе игры
2. Расстановка игроков на поле
Разработать тактику игры
Открытое занятие 2
2
Перспективно – тематический план
Подготовительная группа (6-7 лет)
Месяц: Мероприятие: Взаимодействие с родителями: Кол – во
занятий
Сентябрь 1. Познакомить детей с игрой в баскетбол. Историей её возникновения.
Игра: “Найди свой цвет”.
2. Отбивание мяча об пол одной рукой.
Упражнение: “Вышло солнце из-за речки”
3. Отбивание мяча об пол правой и левой рукой поочерёдно.
Упражнение: ” Пингвины” Приобретение мячей. 1
2
1
Октябрь 1. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после удара в ладоши.
Упражнение: ”Задний ход”.
2. Перебрасывание мечей двумя руками снизу, после удара об пол – подбросить вверх.
Упражнение: “По кочкам”. 2
2
Ноябрь 1. Броски мяча двумя руками от груди друг другу.
Упражнение: “Серпантин”.
2. Метание в цель правой и левой рукой малого мяча.
Упражнение: “Три мяча”. Открытое занятие. 2
2
Декабрь 1. Ведение мяча с последующим забрасыванием в корзину.
Упражнение: “Передал – садись”.
2. Отбивание мяча об пол одной рукой.
Упражнение: “Штандер”. 2
2
Январь 1. Ведение мяча с продвижением вперёд.
Игра: “Баскетбол”.
2. Перебрасывание мяча двумя руками, из-за головы, стоя на коленях.
Упражнение: “Светофор”. Беседа о здоровом образе жизни в семье. 2
2
Февраль 1. Подбрасывание мяча двумя руками, ловля после хлопка.
Упражнение: “Лови, бросай, падать не давай”.
2. Отбивание большого мяча об стену и ловля его после удара об пол.
Упражнение: “Меткие стрелки”. 2
2
Март 1. Перебрасывания мяча друг другу снизу двумя руками, хлопок перед ловлей.
Упражнение: “Собачка”.
2. Перебрасывание мяча двумя руками от груди в шеренках.
Упражнение: “Дойди – не урони”. Оформление наглядной информации для родителей. 2
2
Апрель 1. Ведение мяча правой и левой рукой.
Игра: “Волейбол”.
2. Ведение мяча и забрасывание в корзину.
Упражнение: “Будь ловким”. Спортивное развлечение: ” Мой весёлый,
звонкий мяч”. 2
2
Май 1. Забрасыывание мяча в баскетбольное кольцо двумя руками из-за головы, от груди с ведением мяча правой и левой рукой.
Упражнение: ” Кто скорее?”
2. Подбрасывание малого мяча одной рукой и ловля другой.
Упражнение: “Защити мяч”. “День открытых дверей”. 2
2
Список литературы
1. Гришин В. «Игры с мячом и ракеткой».
Сборник игр и занятий. – М. : Скрипторий, 2003 г.
2. Желобкович Е. Ф. Футбол в детском саду. Практическое пособие. – М. : Скрипторий, 2003 г.
3. Николаева Н. И. Школа мяча. Учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: Детство – пресс, 2012 г.
4. Интернет ресурсы.